12,90₽
100,03₽
93,43₽

Искусственный интеллект привлекут для решения вопросов в сфере ЖКХ

Евгений Полуянов, министр цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области

Евгений Полуянов. Фото «Интерфакс-Юг»
Евгений Полуянов. Фото «Интерфакс-Юг»

Ростовская область по итогам 2023 года заняла четвёртое место в стране по цифровой трансформации и была признана одним из лидеров России по внедрению современных цифровых технологий в различные сферы жизни с помощью создания новых систем и сервисов.

О новых электронных сервисах, о применении искусственного интеллекта при работе с обращениями жителей Ростовской области и о развитии сети МФЦ в интервью donnews.ru рассказал министр цифрового развития, информационных технологий и связи региона Евгений Полуянов.

В Ростовской области 100% массовых социально значимых услуг предоставляется в электронном виде

— Евгений Владимирович, каковы итоги 2023 года в сфере цифровизации и что запланировано на 2024 год?

— Я напомню, что цифровая трансформация — одна из пяти национальных целей страны, определённых президентом России. В стратегию включены 17 отраслей экономики, из которых шесть основных: это здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера.

Например, в сфере медицины мы работаем над созданием единого цифрового контура. Этот сервис позволит собирать информацию о пациенте и делать её доступной в его личном кабинете на портале Госуслуг. То есть все результаты исследований, история болезни будет у него под рукой. Это очень удобно.

В стратегию цифровой трансформации также входит предоставление услуг в МФЦ, на Госуслугах. И в Ростовской области на данный момент обеспечено стопроцентное предоставление массовых социально значимых услуг в электронном виде.

— Как развивается портал Госуслуг? Какие новые сервисы доступны жителям Ростовской области?

— С каждым годом популярность портала Госуслуг среди жителей региона только растёт. Мы видим значительный рост числа обращений за предоставлением услуг в электронном виде: в 2019 году жителями Ростовской области было подано около 2,8 млн заявлений, а в 2023 году — 8,6 млн. Чаще всего пользуются такими услугами, как запись в детский сад и назначение пособия на ребёнка из малообеспеченной семьи.

С сентября 2023 года жителям Ростовской области стал доступен сервис проверки статусов заявлений, поданных через МФЦ. Его отличие от обычных электронных услуг в том, что он работает в режиме онлайн 24/7. Наш регион, к слову, стал первым, кто разработал данный сервис.

— Как развивается сеть МФЦ? Какие новые услуги предоставляются жителям Ростовской области? Растёт ли число обращений?

— Да, безусловно. В 2023 году сетью МФЦ Ростовской области предоставлено более 5,2 миллиона услуг и консультаций, что на 800 тысяч обращений больше, чем в 2022 году. Хочу отметить, что 86 тысяч услуг в прошлом году было оказано жителям из новых регионов России.

Отдельное внимание уделяется поддержке жителей Херсона и правобережной части Херсонской области: принято более 5270 заявлений на выплату 100 тысяч рублей, оформление и оплату жилищного сертификата.

Мы в прошлом году запустили по своей инициативе один интересный проект — предоставление услуг для граждан, у которых есть недвижимость на территории новых регионов. И видим, что люди очень заинтересованы, уже поступило более 3,5 тысячи обращений.

Сейчас заявление можно подать в четырёх МФЦ, где организовано по два окна для оказания услуг, обеспечено электронное взаимодействие между МФЦ и территориальными отделами Росреестра новых регионов.

В ближайшее время будем подключать к проекту другие офисы.

Внедрение искусственного интеллекта при работе с обращениями жителей Ростовской области

— В прошлом году завершился пилотный проект по использованию искусственного интеллекта в департаменте мировых судей. Когда он заработает в полном объёме?

— Искусственный интеллект (ИИ) внедрят на всех 230 участках мировых судей в Ростовской области к концу года. Не секрет, что много времени у специалистов занимает протоколирование судебных заседаний. И этот процесс мы в прошлом году усовершенствовали. ИИ теперь будет заниматься формированием протоколов заседаний.

— Где-то ещё планируется внедрение искусственного интеллекта?

— Искусственный интеллект будет заниматься сортировкой обращений граждан по вопросам ЖКХ. Система уже протестирована.

Мы выбрали министерство ЖКХ, потому что именно в это ведомство поступает самое большое количество обращений от жителей Ростовской области по самым разным вопросам.

С помощью системы ИИ мы сделали категорирование 25 наиболее частых видов обращений. Как это работает? Система автоматически присваивает категорию поступившему обращению. Далее оно поступает ответственному специалисту, который его отрабатывает.

В дальнейшем мы планируем расширить функционал — ИИ будет заниматься подготовкой ответов на обращение граждан. Есть большой процент типовых ответов, связанный с разъяснением информации. Поэтому они также могут готовиться с помощью ИИ. А специалист должен будет лишь отследить ответ, удостовериться в корректности данных и подписать его.