12,92₽
100,21₽
93,51₽

Самому роскошному в Ростове зданию городской думы в 2024 году исполнится 125 лет

В ХIХ веке на его месте располагался деревянный театр

Здание городской думы и администрации Ростова. Фото Дениса Демкова
Здание городской думы и администрации Ростова. Фото Дениса Демкова
Ажурное и величественное здание в Ростове на Большой Садовой, 47, в котором с 1899 года работала Ростовская городская дума и другие органы власти, давно стало одним из символов города. В наши дни специалисты по архитектуре считают его единственным в стране зданием дворцового типа, которое используется не как музейный комплекс, а как действующий деловой центр.

Городской дом стал третьим шедевром архитектора Померанцева в Ростове

Здание городской думы, или, как говорили о нём в Ростове, Городской дом, до сих пор считается архитектурным шедевром европейского уровня и одной из вершин так называемого «померанцевского треугольника». Две другие из них — гостиница «Московская» и дома Генч-Оглуева.

Эти неординарные по своему внешнему виду и планировке здания были весьма заметными этапами в профессиональной карьере архитектора Александра Померанцева, автора знаменитых Верхних торговых рядов (московского ГУМа на Красной площади), храмов, памятников, ректора Российской академии художеств.

Его первым ростовским опытом стал проект доходного и торгового дома С. Генч-Оглуева и И. Шапошникова (1883, Большая Садовая, 68/40).

Два года спустя, в 1885 году, Нахичеванское церковное попечительство о бедных армянах заказало Померанцеву проект строительства гостиницы в центре Ростова. В 1887-м «Московская» была построена.

1 декабря 1896 года газета «Приазовский край» сообщала: «Давно тянувшийся вопрос о постройке Городского дома на Театральной площади наконец решен: проект этого здания составлен профессором Александром Померанцевым и окончательно принят городским управлением».

Театральной в ХIХ веке называлась площадь на месте нынешнего перекрёстка переулка Семашко (бывшего Николаевского) и Большой Садовой. На ней находился деревянный театр братьев Гайрабетовых. Он не выдержал конкуренции с «концертным залом» табачного короля Асмолова и был снесён, освободив место для здания думы и городской управы.

Так выглядел Городской дом на рубеже ХIХ-ХХ веков. Фото открытки www.filokartlist.ru
Так выглядел Городской дом на рубеже ХIХ-ХХ веков. Фото открытки www.filokartlist.ru

Сначала архитектор предполагал связать думу и доходный дом напротив в единый ансамбль, «образным камертоном которого должна была стать “ратушная” тема».

Померанцев предложил строить Думу в виде трёхэтажной ратуши с двумя внутренними дворами — торговым застеклённым и хозяйственным.  Но этот вариант городское начальство отклонило, говорят, посчитали простоватым.

Эклектичное здание с элементами немецкой ратуши и итальянской капеллы

Новый проект 1896 года был «выдержан в духе необарокко с отдельными элементами неоренессанса». Здание проектировалось как целый городской квартал с выделением квадратного внутреннего двора, подобно внутреннему пространству пассажа, хотя имело совсем иное назначение.

У историков есть по меньшей мере два мнения, какому стилю ближе здание Ростовской думы. Его декор очень похож на декор построенного в конце XIX века дома на углу Кайзер-Вильгельм-штрассе и Бургштрассе в Берлине, сообщает знаток городской истории и писатель Сергей Медведев. Это здание не сохранилось до наших дней, но существуют его многочисленные рисунки и фотографии. Глядя на которые, можно смело сказать, что у всех дворцов есть какое-то неуловимое сходство.

Здание на углу Кайзер-Вильгельм-штрассе и Бургштрассе в Берлине (слева). Фото de.m.wikipedia.org из Illustrirte Zeitung 1885г.
Здание на углу Кайзер-Вильгельм-штрассе и Бургштрассе в Берлине (слева). Фото de.m.wikipedia.org из Illustrirte Zeitung 1885г.

Журналист и краевед Вера Волошинова заявляет, что в украшении фасада здания сказались впечатления, которые Александр Померанцев получил, работая по поручению Академии художеств семь лет в Палантинской капелле на острове Сицилия.

Но все сходятся в одном: Ростов получил архитектурный шедевр.

Город потратил на строительство здания Думы 600 тысяч рублей

Строительство здания городской Думы должно было обойтись в огромную для конца XIX века сумму — 586 176 рублей 16 копеек. Желая сэкономить, депутаты решили урезать первоначальную смету почти на 80 тысяч. Но, по давней строительной традиции, возникли дополнительные неотложные расходы, и в итоге, на строительство Городского дома потратили больше 600 тысяч рублей.

Работы были окончены в 1899 году. «Отслужили молебен, освятили. Первый этаж был сдан в аренду под торговые помещения… Выше, на втором-четвёртом этажах, разместились городские учреждения, городская дума и её рабочий орган — управа» — писали городские газеты.

На первом этаже были магазины, в которых можно было купить мануфактурные товары, велосипеды, граммофоны, обои, сладости и даже оружие.

Заседания городской думы были свободны для посещения. Публика могла занять 200 мест на хорах и 40 в партере с барьером.

Скульптуры подчёркивают красоту и выразительность здания гордумы

Жители старого Ростова и сегодняшние горожане восхищаются богатым скульптурным декором здания. Историк Валерий Чеснок в книге «Олимпийские богини, боги и герои Большой Садовой» писал:

«Городской дом — пиршество декора. Как увертюра воспроизводит основные мотивы всего музыкального произведения, так и здесь — любая деталь созвучна в общем ансамбле. <…> Посмотрим на фасад здания со стороны Большой Садовой. Главные фигуры фасада — парные кариатиды, поддерживающие балкон третьего этажа. Здесь они легкомысленны, небрежны и, похоже, не балкон поддерживают, а только что проснулись. И горожане их застали врасплох за утренним туалетом».

Парные кариатиды. Фото Веры Волошиновой werawolw.ru
Парные кариатиды. Фото Веры Волошиновой werawolw.ru

Как пишет Чеснок, в центральной части фасада над балконом две женские фигуры — римские богини Флора и Помона. Флора – богиня цветов и юности, Помона —  богиня плодов и изобилия. Можно делать какие угодно предположения о том, что они должны олицетворять на фасаде главного административного здания города. К примеру, изящество и эффективность решений.

Здание пережило пожары, артобстрелы и съёмки кино

Войны и революции не щадили архитектурный шедевр. В начале 20-х годов прошлого века в здании разместились учреждения советской власти. В связи с этим античных богинь на главном фасаде заменили на пятиконечные звезды. В 1922 во время пожара сгорели угловые купола.

Кстати во время Гражданской войны, как утверждают историки, здание думы становилось киносъемочной площадкой.

«В августе 1919 года комитет скорой помощи чинам Добровольческой армии снимает фильм «74 дня большевизма в Ростове», который должен был отразить события, произошедшие в Ростове в феврале-мае 1918 года, то есть в дни существования Донской Советской республики. Павильон для съёмок был устроен во внутреннем дворике здания городской думы. Вышел ли фильм на экраны и о чём он повествовал — неизвестно», — сообщает исторический портал «Ростовский берег».

В начале декабря 1919 года в кинотеатрах города показывали восьмичасовую агитационную драму в двух сериях «Жизнь — Родине, честь — никому». Историки утверждают, что копия фильма, съёмки которого также якобы происходили в здании городской думы, сохранилась во Французской синематеке и, возможно, частично в Госфильмофонде.

Во время Великой Отечественной во время артобстрела был разрушен северный фасад здания.

1947 год, улица Б. Садовая (Ф. Энгельса), 47. Вид юго-западного угла разрушенного здания Областного комитета ВКПб (сегодня городская дума). Фото из подборки А.Кожина kozhin-obelisk.livejournal.com
1947 год, улица Б. Садовая (Ф. Энгельса), 47. Вид юго-западного угла разрушенного здания Областного комитета ВКПб (сегодня городская дума). Фото из подборки А.Кожина kozhin-obelisk.livejournal.com

Реставрационные работы в 90-х и 2000-х годах приблизили здание думы к историческому образцу

В послевоенные годы здание гордумы было восстановлено в Ростове одним из первых, в 1949 году в нём разместился обком КПСС. Сейчас его занимает администрация Ростова, здесь же работает городская дума.

Облик здания страдал не только из-за трудностей послевоенной жизни. По одной из версий, отказ от восстановления куполов на крыше был вызван не только материальными проблемами, но и тем, что в советском атеистическом государстве негоже было на здании коммунистического обкома восстанавливать купола, как на церкви.

Здание гордумы в 80-х годах прошлого века, во время, когда в нём  располагался обком КПСС, куполов на крыше не было. Открытка «Ростов-на-Дону» Фото В.Полякова
Здание гордумы в 80-х годах прошлого века, во время, когда в нём располагался обком КПСС, куполов на крыше не было. Открытка «Ростов-на-Дону» Фото В.Полякова

По свидетельствам историков, во время масштабной реставрации в 1995-98 годах на фасаде здания мэрии было восстановлено 256 скульптур и лепных украшений, созданных в мастерских известных городских скульпторов Анатолия Скнарина и Давида Бегалова. После этой реставрации в течение почти 20 лет здание существовало в бело-зелёных цветах.

Здание Думы после реставрации 1995-98 годов. Фото Нины Бутко
Здание Думы после реставрации 1995-98 годов. Фото Нины Бутко

В 2009 году тогдашний мэр Ростова Михаил Чернышёв в одном из интервью рассказал, что ещё может измениться в здании на Большой Садовой, 47. «Чердак у нас действительно большой, сегодня его благоустраиваем, чтобы приспособить под административные помещения. Подземных ходов нет. <…> Зато у нас есть огромный внутренний двор. Есть идея накрыть его прозрачной крышей и сделать во дворе в том числе выставочный зал. Но это когда кризис в стране закончится», — оговорился градоначальник.

Только несколько лет спустя, в 2014 году, в здании появилось долгожданное централизованное кондиционирование.

А ещё через два года началось новое масштабное обновление фасада здания. Во время него «часть элементов фасада должна быть восстановлена до первоначального исторического облика». На ремонт было направлено около 130 млн рублей. Во время него восстановили утраченные и отреставрировали существующие элементы лепнины и скульптур, укрепили покрытие фасада, заменили облицовку цоколя.

Обновился и цвет. Воздушный белый уступил место сегодняшнему бежево-терракотовому. Как утверждали реставраторы, именно он соответствует оригиналу, созданному Померанцевым.

Юбилей знакового для Ростова здания в этом году совпадает с 30-летием современной городской думы, депутаты которой, как и их предшественники в ХIХ и в ХХ веках, стремятся решать самые актуальные проблемы города и создавать условия для его развития.

Ольга Курушина