12,87₽
99,93₽
93,12₽

В рейтинге победителей всероссийской олимпиады среди выпускников Ростовская область заняла 41-е место

По информатике и немецкому языку ни один школьник не набрал проходной балл

Награждение победителей и призёров всероссийской олимпиады школьников по физике в Президентском лицее «Сириус».  Фото пресс-службы Института стратегии и развития образования
Награждение победителей и призёров всероссийской олимпиады школьников по физике в Президентском лицее «Сириус». Фото пресс-службы Института стратегии и развития образования

По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2023 году среди учащихся 9-11-х классов Ростовская область заняла 41-е место среди всех регионов. Призёрами заключительного этапа олимпиады стали 23 учащихся школ Ростовской области. В среднем по стране на 10 тысяч учеников 9-11-х классов — 10 победителей, а в Ростовской области — всего 3.

Ещё в 2022 году в правительстве области признались, что провалили план по количеству победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. По итогам 2020/21 учебного года Ростовская область заняла 51-е место из 85 возможных. Слабые результаты школьников чиновники тогда объяснили высокой конкуренцией, а также «индивидуальными способностями конкретного ребёнка».

Уже в 2024 году состоялся региональный этап олимпиады, и 517 будущих выпускников из Ростовской области стали его призёрами. Они решали задания по 13 предметам, по которым сдается ЕГЭ. Но только 54 из них будут участвовать в заключительном этапе. Это те, кто набрал проходные баллы, установленные Минпросом РФ. А вот по двум предметам — информатике и немецкому языку — проходные баллы не набрал ни один школьник из Ростовской области.

Справка

Всероссийская олимпиада школьников — самое престижное и массовое интеллектуальное состязание в стране. Победа на последнем этапе даёт право поступить в «вуз мечты» вне конкурса.

Анализируя низкий результат олимпиады, вице-спикер Заксобрания Ростовской области Светлана Мананкина организовала на своих страничках в соцсетях опрос «Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?» и предложила 6 вариантов ответов: ввести премии для школьников-победителей, премии для учителей-наставников, гранты для школ-победителей, а также организовать курсы повышения квалификации для педагогов, учебные сборы для талантливых детей и онлайн-курсы с сильнейшими педагогами.

По итогам нескольких дней лидирует предложение о премировании педагогов-наставников. Но, по мнению Мананкиной, необходимо разработать целую систему подготовки олимпиадников и начинать работать с талантливыми детьми уже с 4-5-го классов.

— Мы должны выработать систему, по которой с талантливыми детьми бесплатно бы занимались педагоги, готовили их к олимпиаде, чтобы не родители платили за допзанятия школьников. А учителей необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, — отметила Мананкина. — Пока же в Ростовской области всё держится только на педагогах-энтузиастах.

Сотрудник детского сада №117 пишет отчёт. Фото donnews.ru
Сотрудник детского сада №117 пишет отчёт. Фото donnews.ru

Одна из задач — уменьшить бумажную волокиту для учителей

В комментариях к опросу неравнодушные к этой теме жители предложили также снизить бюрократическую нагрузку на учителей, чтобы у педагога оставалось больше времени заниматься детьми. В начале февраля donnews.ru разместил итоги социологического опроса среди молодых педагогов, решивших отказаться от работы в школе. Он показал, что 29% из них уходят из профессии из-за низкой зарплаты, 25% — из-за большого объёма бумажной работы, и ещё 15% посетовали на конфликты с учениками и родителями.

Необходимо перенимать опыт Москвы для подготовки школьников Ростовской области к олимпиадам

Москва — лидер рейтинга по количеству победителей олимпиады среди старшеклассников. В 2023 году — 58 победителей. И опыт столицы необходимо взять на вооружение в Ростовской области, считает Светлана Мананкина.

«У них создана специальная организация, которая сопровождает всех участников олимпиады, объясняет им спорные моменты, помогает готовиться. Нам тоже нужен системный подход для тех, кто хочет участвовать и побеждать во всероссийских олимпиадах. Уже сейчас комитет по образованию Заксобрания мониторит реализацию закона об образовании в части поддержки детей с выдающимися способностями. Идёт анализ ситуации и сбор предложений», — отметила вице-спикер.

Но, по словам Мананкиной, понадобится год или два, чтобы выработать систему поддержки олимпиадников в регионе.