12,79₽
100,01₽
92,45₽

Отвоёвывать атаманский дворец в Старочеркасске пригласили главного юриста Московской епархии

Церковь нашла новые аргументы, чтобы заполучить здания

mngz.ru
mngz.ru

Ростовская епархия привлекла тяжёлую артиллерию, чтобы заполучить атаманский дворец и ещё три здания Старочеркасского музея. По приглашению митрополита Меркурия в Ростов приехала игуменья Ксения Чернега, руководитель юридической службы Московской епархии. С собой она привезла новые аргументы в пользу передачи зданий церкви и представила их на очередном заседании Арбитражного суда.

Ксения Чернега, фото pravsormovo.ru

О притязаниях РПЦ на здания стало известно в начале октября 2015 года. Тогда министерство имущества Ростовской области опубликовало документ, согласно которому планируется передать часть Старочеркасского музея-заповедника в собственность Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. В документе фигурируют четыре нежилых помещения, в том числе дворец атаманов Ефремовых и атаманская кухня. Здания должны быть переданы согласно федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так как, по утверждению РПЦ, семья Ефремовых отдала их для создания женского монастыря. В 2010 году музей уже передал церкви 12 объектов, включая Воскресенский Войсковой собор, Домовую и Преображенскую ратницкую церкви. Теперь очередь за зданиями, которые являются ядром музейной экспозиции.

В ноябре епархия представила на суд общественности архивные справки, якобы подтверждающие её право на владение атаманским дворцом и кухней. Музейщики, в свою очередь, в декабре представили документы, опровергающие это право, а также ставящие под сомнение подлинность представленных архивных справок. 

В суде епархия отказалась от своих прежних аргументов о том, что дом был передан Ефремовыми под кельи монахинь, а кухня и вовсе строилась для монастырских нужд. Теперь епархия настаивает на том, что здания должны быть переданы церкви потому, что они составляют единый архитектурный комплекс. Новую точку зрения епархии изложила игуменья Ксения Чернега.

— В документах эти объекты значатся либо как просто нежилое здание, либо как атаманский дворец, либо как дом игуменьи. Что касается второго спорного здания, то это кухня Ефремовых, у которой есть и другое название — монастырская трапезная. Какие основания у епархии для того, чтобы запрашивать эти объекты? Мы считаем, что они образуют единый монастырский комплекс с уже переданным храмом Донской Божьей Матери. Во-первых, потому что они находятся в пределах монастырской ограды. Вы можете знать из литературы, что на территории православных монастырей не могли проживать мирские люди, и утверждение противоположной стороны о том, что после создания монастыря в этих двух зданиях жили наследники Ефремова — безосновательны. Наследники могли приезжать для паломничества, для богомолья, для временного проживания в этих зданиях. Но жить на территории монастыря в ограде они не могли, тогда бы и Синод не одобрил создание такого монастыря, и обитель не состоялась бы в принципе. Поэтому мы считаем, что эти здания входят в монастырский комплекс исторически. Более того, заметьте, что во всех документах, начиная с постановления Совета министров 1964 года, которое было поправлено в 1970-х годах, эта группа зданий обозначается как комплекс. Неважно, что в советское время он был назван «Комплексом Ефремовского подворья» — это было время секулярное, когда такие понятия, как монастырский комплекс, в принципе не фигурировали в советских документах. Да, здания изначально были построены Ефремовыми совершенно не для религиозных целей. Так называемый Атаманский дворец строился для проживания Ефремовых, кухня использовалась для приготовления пищи для этой семьи. Но мы запрашиваем эти объекты на основании того, что эти здания образуют единый монастырский комплекс и исторически и документально. И мы настаиваем на передаче этих зданий.

Игуменья в очередной раз подчеркнула, что музей с территории выселять не будут.

— Мы не предполагаем оттуда выселять людей. Дело в том, что устав епархии предусматривает реализацию культурно-просветительских программ. И возможно заключение договоров и соглашений. Мы предполагаем после получения этого объекта заключить с музеем соответствующий договор. Правовая природа этого договора будет определена по соглашению сторон.

По словам игуменьи Ксении, прецеденты подобного сотрудничества в России уже существуют: это музей в Троице-Сергиевой лавре, он располагается прямо за границами монастырской ограды. А также музей на Соловках, который тоже располагается в монастыре и функционирует на договорных отношениях.

Музейщики же пытаются доказать, что и дворец атаманов Ефремовых, и атаманская кухня, и уж тем более каретный сарай (да, епархия хочет получить и его) никогда не принадлежали церкви, а также что министерство имущества Ростовской области нарушило законную процедуру и не передало рассмотрение вопроса о правомерности притязаний РПЦ на здания в комиссию по разрешению споров. Так, заявление о своих притязаниях епархия подала 30 августа 2015 года, а 29 сентября уже было решение о начале процедуры передачи зданий. При этом в указанный период было минимум три обращения о том, что притязания РПЦ несправедливы: от жителей Старочеркасской, от музейщиков, а также от министерства культуры, которое в своём заключении выступило против передачи зданий. Несмотря на эти возражения, минимущества вынесло решение о начале процедуры передачи зданий.

На стороне музейщиков выступили потомки казачьего рода Ефремовых в одиннадцатом поколении — Пётр и Сергей Скрипники. Они написали письмо, в котором просят не передавать здания Ростовской епархии. Письмо имеется в распоряжении замдиректора Старочеркасского музея Ирины Чебатуровой, копия есть у donnews.ru.

«Обращаемся с просьбой о сохранении исторической памяти рода Ефремовых — Ефремовского подворья в станице Старочеркасской. <...> Домовая церковь во имя иконы Донской Божией Матери, атаманский дворец, дом Степана Ефремова, Преображенская и Петропавловская церкви — все эти сохранившиеся в станице памятники архитектуры XVII века остаются живой памятью нашего рода. Все церкви станицы уже переданы епархии, и это правильно. Остаётся единственное Ефремовское подворье с атаманским дворцом и кухней. Это были жилые хоромы, и церкви они не принадлежали. <...> Подворье атаманов Ефремовых — последний островок ушедшей истории былого величия и героизма донских казаков. Сюда, на родину легендарных донских атаманов, любят приезжать гости со всех уголков нашей необъятной страны, чтобы прикоснуться к нашему героическому прошлому, самобытности донских казаков. И мы, потомки этого прославленного рода, с болью узнаём, что стоит вопрос о передаче нашего родового дома в собственность Ростовской епархии. Этого нельзя допустить. Мы пообщались со своими родственниками, проживающими за её пределами, и пришли к обоюдному согласию — дворец атаманов Ефремовых жив, пока он является всеобщим достоянием. Как только он перейдёт в собственность епархии, доступ к нему будет прекращён не только туристам, которые приезжают в Старочеркасск со всего света, но и нам, законным представителям Ефремовых».{{voter}}

Письмо, помимо Петра и Сергея Скрипников, подписали и другие потомки Ефремовых — Борис Холявко, который живёт в Москве, Сергей Ефремов из Кыргызстана и Вера Сарантакис (Ефремова) из США.

К сожалению, юридической силы это письмо не имеет.

Следующее судебное заседание назначено на 22 июня. Ожидается, что стороны перейдут к прениям.

#