Яндекс.Метрика

18% цитируемых СМИ Ростовской области позволяют себе критиковать власть

Число граждан, доверяющих местной прессе, на 3% меньше, чем в среднем по стране

3078

Дмитрий Казьмин, директор Фонда медиаисследований и развития стандартов журналистики «Медиастандарт»
Дмитрий Казьмин, директор Фонда медиаисследований и развития стандартов журналистики «Медиастандарт»

Как развивается медиасфера Ростовской области, каким источникам информации доверяют, сколько денег у СМИ, какова степень свободы и независимости региональных журналистов? А самое интересное — как Ростовская область по этим показателям выглядит на фоне всей страны? Ответы на эти вопросы есть у фонда «Медиастандарт», который исследует медиасреду в российских регионах под патронатом Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Директор фонда Дмитрий Казьмин поделился информацией с donnews.ru.

— Дмитрий, как вы определяете уровень развития медиасреды в регионе?

— По 50 индикаторам. Все регионы в зависимости от показателей делим на 4 группы: A, B, C и D. A — это наиболее развитый регион, а D — регионы с наименьшим уровнем развития института. Ростовская область находится в категории B, то есть это регион со средним уровнем развития.

— Уже расхожей стала шутка про партию телевизора и холодильника. Если перефразировать её применительно к СМИ: жители Ростовской области черпают информацию из интернета или телевизора?

— 48% населения каждый день или почти каждый день читают новости в интернете. По этому показателю у вас достаточно высокие показатели в стране. Если же посмотреть точки входа в интернет, то с мобильного устройства ежедневно в интернет выходят 55% из них, с компьютера или ноутбука — 46%. То есть люди у вас больше используют смартфоны.

Возможно, не у всех подключён интернет дома или на работе, возможно, много небольших поселений, где дорогой интернет. Такая ситуация характерна для удалённых регионов. Для Якутии, например.

66% населения Ростовской области, по нашим исследованиям, смотрят телевидение, в том числе телепередачи в интернете. При этом людей, которые смотрят телевизор более двух часов в день, в Ростовской области 46%.

— Это много или мало?

— Это среднее значение по стране. Но это меньше половины населения и меньше, чем тех, кто читает новости в интернете.

Но аудитория телевидения и аудитория интернета не одинаковая. Идёт серьёзное возрастное разграничение.

Если мы говорим о тех, кто только смотрит телевизор и не потребляет интернет, то это люди, которым за 70.

Люди 55-58 лет и старше преимущественно смотрит телевизор, но интернет тоже потребляют.

Понятно, что людей, которые смотрят только телевизор, будет становится всё меньше. Телевизору придётся уходить в интернет и там искать свою аудиторию и предлагать какой-то контент.

— То есть смотрение телевизора сейчас удел пожилых людей?

— Да. Молодёжь тоже смотрит телевизор, но она всегда потребляет его вместе с интернетом. Не бывает так, чтоб молодой человек смотрел ТВ, но вообще не заходил в интернет.

Если посмотреть аудиторию 20-летних, более половины из них пользуется только интернетом. Вторая половина совмещает ТВ и интернет. Это данные в целом по стране. Так как Ростовская область имеет средние показатели, скорее всего, эти данные будут близки и для неё.

— Хорошо. А как поживают сами медиа в Ростовской области, согласно вашему исследованию?

— По числу зарегистрированных телеканалов, радиостанций, печатных и интернет-изданий Ростовская область на высоком уровне. Важный момент: по сравнению с 2015 годом в Ростовской области изменений не произошло. Регион стабилен.

И аудитория в Ростове достаточно активная, у неё большой запрос на информацию. Но у вас слабая по сравнению с другими регионами инфраструктура, ниже среднего.

— Поясните.

— Это показатель того, насколько богат регион, сколько денег приходят в СМИ.

— Разве не странная ситуация: денег мало, а СМИ много. Что это означает вообще?

— Такая ситуация не только у вас. Это может быть историческое наследие — СМИ научились выживать и продолжают работать.

Или, может быть, это связано со структурой региона, с тем, что у вас в области живёт много людей.

Труд журналиста в Ростовской области плохо оплачивается — 75% от средней зарплаты в регионе. В абсолютных цифрах средняя зарплата журналиста — 15800 рублей.

— Вы смотрите на «белую» зарплату?

— Конечно, мы не можем смотреть «чёрную» или «серую» зарплату. Откуда у нас такие данные?! Но ситуация с «серыми» зарплатами есть во всех регионах, поэтому сравнение вполне корректно. Уровень оплаты журналиста в Ростовской области — 87% от средней оплаты труда журналистов в России.

— А как обстоят дела с качеством информации в регионе?

— Эксперты оценивают медиаконтент в регионе на среднем уровне. Информация, предоставляемая ростовскими СМИ, в целом достоверная, оперативная и полная относительно других регионов. Но здесь, как и в целом России, есть куда расти.

По таким показателям, как самостоятельность выбора журналистами тем для материалов, уровень ориентированности на население и на власть — средний или чуть ниже среднего по стране.

— То есть у ростовских журналистов больше независимости и свободы?

— Ростовская область находится в серединке и не является самым лучшим или самым ужасным регионом.

Примерно 18% от наиболее цитируемых и важных СМИ позволяют себе критиковать власть в Ростовской области. Этот показатель также средний по стране.

— А в каких регионах у СМИ больше всего свободы и независимости?

— В Саратовской области, в Карелии 81% медиаполя позволяет себе критиковать губернатора. Также в Бурятии, Новосибирской области, в развитых регионах — Санкт-Петербурге, Свердловской и Ивановской областях.

Прямо противоположная ситуация в Амурской области, Кабардино-Балкарии, Курганской, Тульской, Челябинской, Магаданской областях, Ингушетии, Чечне, Чукотском автономном округе. Там, судя по сообщениям СМИ, всё идеально.

— Корректно ли проводить параллель между экономической развитостью регионов и уровнем независимости СМИ?

— Нет.

— А от чего зависит уровень свободы региональных СМИ?

— Самое интересное, что мы не видим прямой зависимости. Есть какие-то незначительные корреляции, но в целом ситуация такая: всё зависит от политического режима, который сложился в регионе и исторических персоналий. Например, если мэр допускает, чтобы его критиковали, или, допустим, в регионе есть вторая сила, группа влияния, которая не зависит от губернатора и может себе позволить на него влиять. К примеру, крупный бизнес в Липецкой области.

Или если губернатор не из «Единой России», как в 2015 году было в Забайкальском крае. Или, например, губернатор со всеми поссорился... Либо если в регионе удалось создать сильное и заслужившее доверие СМИ. В Ивановской области есть телеканал «Барс», целый медиахолдинг, и это самое сильное СМИ в регионе. Губернаторские СМИ не могут его «перебить».

В общем, всё зависит от действий как самих губернаторов, так и журналистов и владельцев СМИ.

Хотя если мы возьмём Москву и посмотрим региональные СМИ, мы увидим, что подавляющее число наиболее цитируемых СМИ как-то связаны с правительством. Москва тратит более четверти от денег, которые тратят все регионы. В первую очередь это канал ТВЦ. Больше тысячи рублей на человека в расчёте на жителя.

— Как вы считаете деньги, направляемые властью на контракты со СМИ?

— Мы получаем данные от рейтингового агентства Standard & Poor’s, которое анализирует бюджеты всех регионов. Они считают консолидированный бюджет региона, в котором расписано, куда идут деньги, в том числе и на СМИ.

— В Ростовской области сколько бюджетных денег тратится на СМИ в расчёте на одного жителя?

— Средняя сумма по Южному федеральному округу — 162 рубля. В Ростовской области — 97 рублей на человека. Значительно больше у Крыма — 334 рубля, у Адыгеи...

— А в Краснодарском крае?

— У них в среднем на человека выходит 186 рублей. Ниже вас только Волгоградская область, у неё 76 рублей.

— А какова средняя сумма затрат по стране?

— 295 рублей. Но мы считаем не средний уровень, а медианный — 163 рубля.

— В чём разница между средним и медианным?

— Когда обрабатываешь большой массив информации, видно, что некоторые регионы близки по цифрам, у кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше бюджет.... И при этом будут несколько регионов, которые в разы отличаются от всех прочих. В таком случае мы исключаем крайние регионы и получаем медианный уровень. К примеру, мы исключаем Ямало-Ненецкий автономный округ, который 5 тысяч рублей на человека тратит. Так вот, если убрать крайности, то получится 163 рубля на человека. У вас почти в два раза меньше этого уровня — 97 рублей.

— Как вам видятся взаимоотношения региональной власти и СМИ?

— Открытость для журналистов первых лиц региона мы оцениваем как чуть выше среднего.

— Как обстоят дела с доверием к местным СМИ?

— Уровень доверия к местным СМИ в регионе на 3% ниже среднего по стране. Если в целом по России местным СМИ доверяет 70% населения, то у вас — 67%.

— А федеральным СМИ больше доверяют?

— Практически также, 66% населения. 39% опрошенных в Ростовской области часто или довольно часто сталкиваются с обманом СМИ, или с попыткой навязать одну точку зрения. И 83% из тех, кто встретился с обманом, потом пытаются проверить полученную информацию в других СМИ.

Марина Поюрова