Во время этого представления все время не покидала мысль: «Неужто нашим постановщикам не хватило мужества вот так представить одну из самых глубоких и страшных комедий «певца «темного царства?! Неужто необходим был представитель братского болгарского народа, чтобы так весело расправиться на сцене со взяточниками всех рангов и мастей?!!» Но до чего же все актуально!
Пожалуй, впервые «Доходное место» представлено комедией. В спектакле все смешно до невероятности, а все потому, что … здесь нет положительных героев. Ну, разве может показаться положительным Василий Жадов (Алексей Тимченко) с его резкой прямолинейностью и постоянным обличительством коллег-чиновников? Так и хочется спросить – у самого-то нос «не в пушке»?! Вроде бы тянет на положительную героиню его тётушка Анна Павловна Вышневская (Кристина Гаврюкова), собираясь уйти от нелюбимого мужа. Но не тут-то было: «материальная» привязанность оказывается более чем крепкой.
Про остальных представителей «крапивного семени», как на Руси называли чиновничий люд, и говорит нечего: один «краше» другого. Два, правда, столпа департамента представлены особенно ярко – Аристарх Вышневкий, дядюшка Жадова (з.а. РФ Сергей Власов) и Аким Юсов (з.а. РФ Олег Ширшин). Ну, такие живые оба, ну, такие обаятельно-отрицательные!
Женщины в спектакле хороши на особый лад. Стоит заметить, что давно уж академическая сцена (пожалуй, со времен «Бешеных денег» в постановке Геннадия Тростянецкого) не видала такого блеска актерского мастерства. Умеет этот парень, признавшийся перед премьерой в большой популярности Островского и в себя в стране, разбудить в актере (а в актрисах особенно!) нечто такое из профессии, о чем тот уже и забывать стал. Так вот, особенно хороша мамаша – Фелисата Герасимовна Кукушкина (н.а. РФ Татьяна Шкрабак), муштрующая своих дочек для ловли женихов. Одна – Юленька (Екатерина Березина) – плоть от плоти мамочка, вцепилась в нелюбимого ею Белогубова (Сергей Попович), так как чует в нем перспективного ловца денег. А другая – Полина (Елена Золотавина) дура дурой – пожалуй, этой самой дурости даже через край у актрисы. Потому и достается ей через край – от мамочки, и от мужа, и от жизни как таковой.
Но как же все хорошо сделано! Девицы и в пляс пускаются (тут годится и мазурка, и полонез, и канкан!), и плечи заголяют, и при всем этом воспитанно-благородных изображают. Чиновники же, как водится, крысы поганые: дугой перед начальством изгибаются, лебезят, взятки берут, потому и деньгами потом могут сорить. Все это известно, но как это остро и смешно показано. Потому и страх, который они испытывают в конце, опять же жалок до смеха.
А бедняга Жадов, униженный и растоптанный нищетой, читает свой бессмертный монолог (мол, не я слабый, а другие, которые придут после, вам, «крапивному семени», еще покажут). И, несмотря на сочувствие к нему, качающему при этом детскую коляску, зал опять смеется, так как времена меняются, а человеческие пороки неизменны.
Остается добавить, что и сценографию (прекрасна вращающаяся сцена с извечной русской метелью), и музыкальное оформление – опять же за этим необыкновенно талантливым парнем из Болгарии, страны, где, по его же признанию, всего-то и театров 25, но в самой Софии – не менее того.
Поделиться: