12,65₽
99,46₽
91,63₽

Бренд «Сделано на Дону» не сможет принадлежать только Ростовской области

Чиновники пытаются учесть правовой аспект

До конца года правительством Ростовской области будет завершена разработка бренда «Сделано на Дону». Несмотря на то, что появление бренда обсуждается уже несколько лет, директор областного департамента потребительского рынка Андрей Иванов объясняет, что официальная регистрация бренда пока не состоялась.

— Бренд подразумевает наличие некоего правообладателя, который может им распоряжаться и предоставлять право пользования эти брендом. В настоящий момент бренд «Сделано на Дону» не зарегистрирован.

Не всё так просто и с самим названием.

— Просто словосочетание «Сделано на Дону» нельзя зарегистрировать. Бренд должен быть каким-то образом типизирован по графическому начертанию, визуализации, по знаку, который будет его сопровождать, — тогда регистрация возможна. Но и тогда регистрация по месту происхождения бренда «Сделано на Дону» в Ростовской области не будет обладать эксклюзивным правом, потому что Дон протекает через пять областей России. Мы консультировались с коллегами из других регионов по этому поводу, и они сказали, что с удовольствием готовы выпускать продукцию под этим брендом.

По словам Андрея Иванова, бренд «Сделано на Дону» будет представлять собой добровольную систему сертификации товаров и услуг.

— Мы полагаем, что подобного рода подход будет стимулировать к тому, чтобы продукция, выпускаемая под этим брендом, не только происходила из Ростовской области, но и соответствовала высокому стандарту качества. Система добровольной сертификации позволит предъявлять к производителям требования более высокие, чем заложены сегодня в действующих ГОСТах и технических регламентах.

От такой сертификации, считает директор департамента потребительского рынка области, выиграют и бизнесмены, и потребители.

— С одной стороны, компании получают некий пиар как в Ростовской области, так и за её пределами. А наши потребители получают возможность гарантированного выбора качественной продукции.

Также Андрей Иванов отметил, что опыт создания региональных брендов есть и в России, и за рубежом. Кроме того, идею создания бренда поддержали и бизнесмены, и представители крупных торговых сетей, магазины которых представлены в Ростовской области.

— Зачастую донская продукция представлена на полках магазинов в недостаточном количестве. Тут есть проблема с коммуникацией: мы не всегда бываем услышаны закупщиками, которые находятся, например, в Москве. Дело в том, что на местах определяется только закупка товаров категории фрэш (скоропортящиеся продукты. — Прим. авт.), а решения о закупке основной массы товаров принимается в головных офисах компаний. Мы рассчитываем, что создание бренда «Сделано на Дону» поможет нам продвигать товары региональных производителей на федеральном уровне, через крупные торговые сети.

Впрочем, некоторые компании-производители из Ростовской области уже достигли определённого положения на общероссийском рынке. Будет ли им интересно участие в программе добровольной сертификации? Директор департамента потребительского рынка считает, что да.

— Ни одна компания не останавливается на достигнутом. На рынке никогда нельзя, чего-то достигнув, почивать на лаврах. Рынок до такой степени динамичен, что как только компания перестаёт заниматься дальнейшим продвижением, она тут же теряет своего потребителя, свою долю и, как следствие, полочное пространство в магазинах.

Андрей Иванов также сообщил, что финансовая сторона сертификации пока обсуждается, но в продвижение бренда будут вкладываться не только бюджетные средства, но и деньги инвесторов. А то, насколько успешно получится реализовать проект, зависит как от самих бизнесменов (насколько активно они включатся в продвижение бренда), так и от жителей Ростовской области (насколько они будут готовы проголосовать рублём за местных производителей).

Журналист donnews.ru решил узнать, намерены ли бизнесмены маркировать свою продукцию брендом «Сделано на Дону».

— Бесспорно, создание регионального бренда и брендирование территориально локализованной продукции — это важный и нужный шаг, — говорит председатель совета директоров ЗАО «Молодец» Екатерина Дубова. — Брендирование продукции, выпущенной на Дону, поможет выделить её на полках магазинов и станет дополнительным конкурентным преимуществом.

Впрочем, Екатерина Дубова выразила сомнения в том, что маркировка «Сделано на Дону» способна кардинально повлиять на продажи продукции. При этом, однако, она отметила:

— Знак «Сделано на Дону» позволит привлечь потребителей-патриотов, лояльных к отечественному производителю.

Готова к сотрудничеству с правительством Ростовской области и компания «Евродон».

— Мы готовы наносить знак «Сделано на Дону» на свою продукцию, и не раз сообщали об этой готовности на встречах в правительстве Ростовской области, — сообщили в пресс-службе компании. — Обсуждение регионального бренда идёт не первый год, представители бизнеса в целом поддерживают идею, но пока дальше обсуждения дело не движется. Департаменту потребительского рынка дают поручение разработать единый знак, и этим всё ограничивается.

В компании считают, что товары из Ростовской области будут пользоваться спросом и в других регионах России.

— Мы не готовы полностью менять упаковку, но добавить к знакам качества, которые уже размещены на ней, ещё и знак «Сделано на Дону» готовы. В ходе опросов выяснилось, что жители крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга — с доверием относятся к продукции, произведённой на Юге, в частности в Ростовской области. Дон ассоциируется у них с хорошими традициями, — уверяют производители продукции из индейки.

Однако эксперт по брендингу, директор ГК BrandHouse Алиса Гордеева считает, что одной только разработки бренда «Сделано на Дону» для активного продвижения товаров из Ростовской области недостаточно.

— Региональное брендирование эффективно как один из инструментов маркетинга территории. Это только один из множества инструментов. Бренд сам по себе не заменит слаженной работы, если отсутствует концепция, если нет понимания содержания работы под громким именем «брендинг территории». Процесс разработки и внедрения бренда занимает от 5 до 20 лет. В России нет подобных законченных проектов в силу того, эта тема стала модной и актуальной лишь недавно. Но в мировой практике есть удачные примеры.

Абстрактная маркировка может увеличить объёмы продаж, если за ней стоят какой-либо смысл, идея. Что несёт фраза «Сделано на Дону»? Это гарантия качества или лишь место производства? Наличие устья реки Дон не даёт Ростовской области эксклюзивных прав на реку. Продукты, произведённые в Тульской, Воронежской, Рязанской, Липецкой областях, тоже сделаны на Дону. Это уязвимая идея и с точки зрения маркетинга, и с точки зрения права.

По мнению Алисы Гордеевой, нанесение маркировки «Сделано на Дону» будет выгодно далеко не всем компаниям, а лишь тем, кто эксплуатирует идею «продукт места». Если компания производит глобальный, космополитический продукт, то маркировка ей ни к чему.

Так или иначе, но, по словам Андрея Иванова, в ближайшие полгода многолетние планы по созданию бренда «Сделано на Дону» найдут своё воплощение в реальности. А станет ли бренд реальным подспорьем в продвижении донской продукции — вопрос пока открытый.

#