12,79₽
99,63₽
92,45₽

В дороги Ростовской области нужно вложить не один десяток миллиардов рублей

О второй главной проблеме России — дорогах

Владимир Окунев. Фото rostovavtodor.blogspot.com
Владимир Окунев. Фото rostovavtodor.blogspot.com

В 2020 году Ростовская область только по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из федерального бюджета получила около 4 миллиардов рублей на ремонт и строительство дорог. До конца года сумма может ещё увеличиться. Но большинство водителей на вопрос о качестве дорог ответят нецензурно.

О второй главной проблеме России — дорогах, журналист donnews.ru поговорил с экспертом в сфере дорожного строительства, директором одной из ведущих компаний Ростовской области в этой отрасли — ГУП РО «РостовАвтоДор», депутатом Законодательного собрания Ростовской области Владимиром Окуневым. Спросили, когда же в России, наконец, будут ровные дороги? Перестанут ли каждый год латать одни и те же участки?

— Владимир Владимирович, когда дороги в России наконец-то станут ровными? Есть ли какие-то современные технологии, которые позволяют этого добиться?

— Когда-нибудь они станут ровными все, другой вопрос: сколько денег на это понадобится? Если говорить о Ростовской области, то чтобы привести все дороги в нормативное состояние, нужно вкладывать в эту сферу не один десяток миллиардов рублей. Благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» у нас появилась такая возможность и в течение 5 лет мы должны достигнуть необходимых показателей. А технологии сегодня существуют такие, которые позволяют получить совершенно ровную дорогу за один проход грейдера. Например, система спутникового 3D-нивелирования. Сейчас компьютерная система, напрямую связываясь со спутником, сама решает вопрос погрешности, завала, провала, разуклонки дороги. Эта технология исключает человеческую ошибку, даёт лучший результат, экономит время, деньги.

В «РостовАвтоДоре» сегодня работают 8 систем спутникового 3D-нивелирования. Мало кто себе может позволить такое дорогое оборудование.

— В России к 2024 году должны ввести дорожные технические регламенты Таможенного союза. Требования к дорогам там жёстче. После того, как техрегламенты заработают, станут ли качественнее российские дороги?

— Водители может быть сразу и не ощутят плюсы новых техрегламентов, но долговечность покрытия должна значительно увеличиться. Сейчас гарантия на дорожное полотно в среднем — 3-5 лет, можно рассчитывать, что срок увеличится до 10 лет. То есть, мы говорим о том, что если потратили деньги на дорогу, то потом мы экономим и не ремонтируем её каждый год. Тратимся только на уборку и содержание.

По новым техрегламентам асфальтобетон должен состоять из шести фракций. Конечно, у такого покрытия иная технология укладки. Но, главное, сама смесь становится прочнее. Мы уже готовимся к введению новых техрегламентов. Купили асфальтобетонный завод, который будем монтировать в Семикаракорске. Он как раз может выпускать смесь, соответствующую новым стандартам. Также в этом году модернизируем лабораторию, устанавливаем новое оборудование, ориентированное уже на новые требования.

— А почему сейчас с качеством дорог проблемы? У нас ведь есть закон, который ввёл гарантийные сроки на строительство и ремонт дорог для подрядчиков. Работает ли закон? Дисциплинировало ли подрядчиков то, что они несут ответственность рублём за сделанную дорогу?

— Закон работает, за некачественно сделанный объект подрядчиков наказывают. Конечно, любая отремонтированная дорога имеет гарантийный срок. При этом у неё же есть проектная мощность — рассчитанная нагрузка на полотно, на ось автомобиля. А мы видим, что техника зачастую идёт с сумасшедшим перегрузом. И кто в данном случае должен отвечать за получившуюся колею? Перевозчик, который нагрузил машину больше положенного? Сотрудник ГИБДД, который допустил беспрепятственный проезд этого автомобиля по трассе? Или подрядчик, который сделал дорогу в соответствии с проектом и заложенными в нём расчётами? Часто доходит до судебных решений в таком случае. Мы, например, один подобный суд уже выиграли, по Аксайскому мосту. Доказали, что был просчёт в проектной документации, что асфальтобетон нельзя укладывать на металлический мост. Ну, не будет держаться такая конструкция.

— И как же тогда составили такую проектную документацию, которая изначально с ошибками? Как такие проекты проходят экспертизу в таком случае?

— Технические нарушения в проектной документации отмечают многие подрядчики. Иногда это просто непродуманность и обычное головотяпство. Что касается качества проектной документации, возможно, проблема в том, что сейчас исчезло взаимодействие между подрядчиками, которые ремонтируют, и проектировщиками, которые придумывают, как этот ремонт надо делать. Конкурс на изготовление документации может выиграть любая организация. А потом подрядчик выезжает на объект и в ужасе от того, что половина работ, которые здесь должны быть, в проекте не учтены. Бывает, просто забыли остановки возле посёлков на трассе сделать или «потеряли» ливнёвую канализацию на целой улице.

При этом надо понимать, что экспертиза подтверждает достоверность цен на работы, но не их виды, очерёдность, необходимость тех или иных работ.

— Сложнее или проще работать в сфере дорожного строительства в нынешних условиях? Насколько за последнее время изменилось ваше предприятие?

— В течение трёх лет «РостовАвтоДор» стал предприятием закрытого цикла — у нас практически нет субподрядчиков, вся тяжёлая техника — своя, все работы мы выполняем своими силами — будь то капитальный ремонт дорог или благоустройство по проекту «Комфортная городская среда». Мы даже знаки дорожные сами изготавливаем и сертифицируем.

То же благоустройство — это не новый для нас вид деятельности. Благоустройство по сути состоит из того, что мы делали и раньше, плюс некоторые новые виды работ, которые мы освоили. Создали специальные звенья, комплексные бригады, свой дополнительный энергоучасток. Много техники взяли в лизинг в последнее время.

Планируем выйти на строительство и ремонт детских садов, школ. Готовимся к этому — купили свои бетонные заводы, миксера для перевозки бетона. В апреле начнётся монтаж нового большого растворобетонного узла в Азове, его мощность — до 150 кубометров в смену. Пару объектов по ремонту образовательных учреждений у нас будут уже в этом году. Опять будет много работ по благоустройству.

#