Top.Mail.Ru
14,19₽
108,47₽
103,26₽

Донские виноделы не заинтересованы в продажах на родине

А рестораторы подают чилийское

Мне, как человеку непьющему, винные карты ресторанов были совершенно неинтересны до прошлой недели. Однако департамент потребительского рынка Ростовской области ненавязчиво посягнул на мой «сухой» статус, организовав дегустацию донских вин и круглый стол по проблемам регионального виноделия. Собственно, вкушать нектар донских виноградников должны были рестораторы Ростова-на-Дону, дабы включить ассортимент региональных вин в меню, поскольку сегодня винные карты ресторанов на 95 процентов состоят из иностранной продукции.

Мне донские вина нравятся. Не все, конечно. Но есть настоящие шедевры, за которые не жалко отдать деньги. Они и стоят немало. В чем же причина устойчивого сопротивления рестораторов?

Во-первых, во-вторых и т. д. – это бизнес. Жестокий и бескомпромиссный. Импортное вино дороже, его предлагают чаще и охотнее, оно престижнее, реклама (правда, в узких кругах сомелье) лучше и действенней.

Президент Восточно-Европейской ассоциации сомелье и экспертов Андрей Винник сетовал, что формирование вкуса потребителей горячительных напитков идёт по двум направлениям: одни любят пиво и водку, другие превращаются в «московских снобов» и предпочитают дорогой импорт отечественному вину.

Ему вторил директор департамента потребительского рынка Андрей Иванов: «Здоровье земляков разрушается от немереных объёмов дешёвой алкогольной продукции, в то время как наши донские вина занимают призовые места на европейских выставках. И мы должны постоянно пропагандировать потребление качественного вина среди жителей Дона».

Руководители Миллеровского винного завода, Ростовского комбината шампанских вин и знаменитого Цимлянского завода готовы были бесконечно рассказывать о преимуществах местной продукции и неограниченно поставлять вино в донские рестораны, включая эксклюзив, завоевавший золотые медали и экспортируемый в Лондон. Но воз и ныне там.

Заграничное вино того же качества, что и донское, стоит значительно дороже нашего — до 2-2,5 тысячи рублей, потому что в его стоимость заложены таможенные и акцизные сборы и многочисленные проценты посредников. Более того, если вино закупать непосредственно у производителя и не отягощать его таможенными поборами, то и наценка может быть выше.

Так почему же мы не пьём своё, которое не хуже, но дешевле? В этом виноваты не только страшные, жадные и ужасные бармалеи–рестораторы. Проблема в равнодушной, на мой взгляд, позиции производителей. Им внутренний рынок неинтересен. Им нравится получать медали, завоёвывать внешний рынок и заниматься организацией винных туристических маршрутов для привлечения зарубежных потребителей. Где самые большие продажи Цимлянского игристого? В Москве. Ростов-на-Дону на втором месте. Заслуженные награды и экспорт — это очень важно. Но это только одна сторона медали. И больших барышей в Британии не сделаешь. Да, продажи год от года потихоньку растут. Но настоящей маркетинговой стратегии, понимания, как формируется спрос в родном регионе, нет и не будет. Несмотря на заботу департамента потребительского рынка о здоровье нации.

«Надо получить признание там, чтобы нас заметили здесь», — пояснил казус руководитель Миллеровского винзавода Валерий Тройчук.

Хочется напомнить дорогим виноделам старую аксиому: спрос рождает предложение. А спроса нет потому, что нет информации. Из чего сделано вино? Где оно выращено? В чём преимущества наших технологий? Почему именно данный сорт полезнее? Вы об этом знаете? Я — нет.

И пока мы пребываем в неведении относительно новых сортов донского вина, закупая на Новый год мегалитры «полусладкого», где-нибудь на зарубежной выставке хороший продукт получит очередную медаль на этикетку. Возможно, это повод для гордости, но мы о нём не узнаем и вино не попробуем.

А пока, дорогие земляки, пейте чилийское, австралийское, португальское, в лучшем случае испанское вино, если денег хватит. Или пиво с водкой. Доступно и привычно.

#