Яндекс.Метрика

donnews.ru

|

СЮЖЕТ
Драматический театр им. М.Горького. Театральная площадь, 1. В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх. 1930 – 35 гг.
4 мая 2016

Эксперт: у Ростова много фишечек, на основе которых можно проводить экскурсии

Внутригородской туризм входит в моду

Проект «Москва глазами инженера» стал одним из самых успешных экскурсионных проектов столицы. Его создатель, историк инженерии Айрат Багаутдинов и экскурсовод, ведущая мастер-классов для детей и взрослых Ксения Григорьева, в рамках фестиваля науки «Кстати» посетили Ростов. Журналист donnews.ru отправился с ними на прогулку по городу, чтобы узнать, какое впечатление на них произведёт Ростов, поговорить о развитии экскурсионного бизнеса, а также о современных тенденциях в строительстве и архитектуре.

Айрат и Ксения

Встреча с Айратом и Ксенией была назначена возле театра Горького, самого известного памятника авангарда в Ростове. Оказалось, что историки инженерии уже успели отыскать Парамоновские склады, а также немного погулять в Нахичевани и заплутать в ней. Склады в их нынешнем виде особого впечатления на гостей не произвели, а вот дворы Нахичевани очень даже — Айрат и Ксения отметили, что по этим кварталам неплохо бы организовать тематическую экскурсию. Также они оценили сохранность Советской, где почти нет новоделов.

Журналист donnews.ru был готов показывать город и рассказывать о нём гостям из столицы, но не учёл, что имеет дело с профессиональными организаторами экскурсий. Выяснилось, что они уже составили себе пеший маршрут на основе экскурсии Артура Токарева, доцента кафедры основ архитектурного и художественного проектирования Института архитектуры и искусств Южного федерального университета. Смотреть нам предстояло памятники авангарда.

Первым, конечно, стал сам театр Горького. Получив разрешение у начальника охраны, мы даже смогли прогуляться по фойе всех этажей здания.

В фойе первого этажа театра

Айрат кратко рассказывает о создании этого театра и об особенностях авангарда.

— Архитектура в 1920-е годы становится более экономичной, лаконичной, минималистичной, в соответствии, во-первых, с тенденциями в искусстве, во-вторых, с экономическими реалиями. В стране был кризис, не было возможности строить дорого, плюс это соотносилось с идеями новой власти, которая объявляла войну дворцам. Так началось мощное авангардное движение по всей стране, прежде всего, конечно, в Москве и Петербурге. В Ростове тоже целый ряд неплохих памятников эпохи авангарда.

Театр Горького стоили архитекторы-классики, для них авангард был неким компромиссом. И театр получился, по сути, как дворец, только без лепнины — у него большая центральная часть и два боковых крыла-флигеля.

Айрат говорит, что если бы ему довелось разрабатывать туристическую символику, то он бы сделал театр одним из главных символов Ростова. Рассказываю ему, что символом города выбрали Дон, а на одном из разработанных сувениров дизайнеры как раз поместили изображение театра.

Далее наш маршрут пролегает по Пушкинской к кооперативу «Трамвайщик», который, кстати, недавно был оштукатурен и окрашен в любимый коммунальщиками Ростова жёлтый цвет.

Жилой квартал кооператива «Трамвайщик». Ул. Пушкинская. Л.Ф.Эберг. 1925 – 28 гг.

По дороге расспрашиваю Айрата о проекте «Москва глазами инженера».

— Проект начинался как хобби. Я начал изучать историю инженерии Москвы, потом стал читать лекции. Затем довольно спонтанно появились запросы на проведение экскурсий. Люди стали ходить, появились детские мероприятия. Сейчас мы проводим 15 экскурсий в неделю, к нам приходят 700-800 человек в месяц, и мы стали одним из крупнейших московских экскурсионных образовательных проектов.

В команде проекта — практикующие инженеры, искусствоведы, архитекторы, гуманитарии. А те, кто приходит на экскурсии, ищут новых знаний.

— Люди приходят совершенно разные. Они хотят понимать, как устроен город, как всё это работает и что скрывается за фасадами. Мы говорим не только об архитектуре, но и о коммуникациях, инженерных сооружениях, популяризируем инженерное мышление. Ну а кроме того, для нас очень важна идея патриотизма, гражданственности. Мы говорим про русских инженеров, например про Владимира Шухова и про других менее известных людей этой профессии. Мы даём ещё один повод для гордости, рассказываем, что у нас и в этой сфере были самые передовые люди и технологии.

Спрашиваю у Айрата, насколько успешным и прибыльным может быть бизнес по организации внутригородских экскурсий.

— Проект успешен и развивается. Это вопрос маркетинга. Понятно, что у Ростова не такой ресурс, как у Москвы. В Москве 20 миллионов человек, плюс гости столицы. Мы сейчас запускаем проект «Санкт-Петербург глазами инженера». В Питере около 4 миллионов человек, и там тоже попроще будет. В городах-миллионниках, таких как Ростов или моя родная Казань, где мы хотим запустить наш проект в следующем году, сложно предсказать, как будет развиваться такой проект. Внутригородской экскурсионный бизнес — это всё равно маленький бизнес. «Интурист» на этом не построить, я не говорю уже о доходах компаний, которые занимаются не экскурсоведением, а реальным сектором экономики. Но если не пытаться заработать себе на «Бентли», а просто стараться делать своё дело хорошо, то, думаю, развитие такого бизнеса возможно и в Ростове.

По словам Айрата, в Ростове есть много интересных объектов, показ которых можно было бы объединить в различные экскурсии.

— В городе не так много людей, которые понимают, что в Ростове есть постройки совершенно общероссийского масштаба. Про это надо рассказывать, это ещё один повод для гордости, необходимый для формирования общегородской идентичности. Возможно, и мы когда-нибудь запустим проект «Ростов глазами инженера». У Ростова есть очень много фишечек, на основе которых можно центр завязать в какие-то маршруты: это и купеческая застройка, и авангардная застройка. Эта пестрота города — она кажущаяся, нужно просто грамотно связать эти точки на основе каких-то социальных связей, на уровне навигации, на уровне культурных идентичностей. Центр перестраивать нежелательно. Во всём мире есть тенденция к сохранению исторических центров. В России она пока не очень развита, но, надеюсь, она будет набирать обороты и у нас.

Подходим к жилому комплексу кооператива «Новый быт».

Жилой комплекс строительного кооператива «Новый быт». Пр. Соколова 21 – 23. М.Н.Кондратьев, Л.Ф.Эберг. 1927 – 31 гг.

С улицы комплекс смотрится вполне обычно, и понять его устройство без плана с видом сверху — непросто.

Во дворе дома

Но это было детально продуманное и инновационное пространство для жизни. Сейчас от общественной инфраструктуры мало что осталось, а доминантой двора стала контейнерная площадка, за которой гаражи и примостившаяся с краю детская площадка.

План комплекса, фото: archi.ru

Айрат и Ксения рассказывают, что идея совместного быта, столь популярная во времена авангарда, обретает новое рождение. За рубежом активно появляются коливинги — жилые комплексы, которые имеют небольшие площади для проживания и развитые общественные зоны, где обитатели могут совместно общаться, работать, отдыхать и самообразовываться. Чаще всего в коливинги объединяются представители «креативного класса». В России тоже есть примеры создания коливингов. Например, арт-завод «Флакон» под Москвой создаёт поселение «Деревня» — загородную территорию для жизни, отдыха, творчества и самореализации. Помимо небольших по площади экономичных домов там планируется создать творческие мастерские, коворкинг с высокоскоростным интернетом, летнюю фестивальную площадку, мини-зоопарк, эко-кафе и дизайн-аллею.

Ещё один образчик авангарда в Ростове — дом «Гигант № 1».

Дом «Гигант №1». Ул. Красноармейская, 87. В.Н.Наумочев. 1929 – 31 гг.

Мы долго блуждаем через арки. Спланированное когда-то архитекторами пространство теперь поделено на решётчатые клетушки — там детская площадка, там спортплощадка...

Задаю Айрату вопрос про стереотипные представления об инженере. Жив ли в сознании людей образ забитого жизнью человека, который работает в проектном институте, балансирующем на грани закрытия, и стреляет деньги до получки?

— Мне кажется, что стереотип всё ещё существует. Никто не хочет идти на технические и строительные специальности. Все идут на экономистов, менеджеров и так далее. Ситуация 90-х годов, когда все поразъехались или сменили профессию, привела и к тому, что уровень образования несколько упал. Поэтому сейчас найти хорошего специалиста очень сложно, они на вес золота и хорошо зарабатывают. Я думаю, что пройдёт ещё несколько лет — и этот стереотип изменится. И мы тоже вносим свой вклад, работаем с детьми, рассказываем, почему инженеры — это круто, показываем, как работают инженеры и архитекторы, через так называемый wow-эффект.

Ксения рассказывает, как проект «Москва глазами инженера» работает с самыми маленькими своими экскурсантами. Мы тем временем дошли до центральной городской больницы имени Семашко, которая, оказывается, тоже выстроена в духе авангарда.

Центральная городская больница. Пр. Ворошиловский, 105. П.А.Голосов, А.З.Гринберг, Л.А.Ильин. Конец 1920-х гг.

— Обычно мы проводим курс из трёх занятий. На первом занятии у нас экскурсия, в ходе которой мы излагаем теоретический материал. Водим детей по важным объектам, рассказываем, почему они хороши. Второй этап: как и любой инженер, мы строим макет. И уже на примере макета дети понимают, как применить те или иные принципы. На третьем занятии мы собираем большую конструкцию, в создании которой могут поучаствовать все дети. Самая любимая конструкция — это, конечно, катапульта, которая стреляет большими плюшевыми игрушками. Дети в восторге, когда осознают, что из набора деревянных реек и верёвки они сами смогли соорудить работающее орудие.

Увидеть, как проходит мастер-класс, журналисту donnews.ru довелось буквально через час. Айрат в этот день читал для ростовских школьников лекцию о Владимире Шухове.

Шухов известен широкой публике прежде всего как создатель Шуховской телебашни на Шаболовке, но мало кто знает, что на его счету подобных башен около двухсот. А ещё — выставочные павильоны, вокзалы, заводские цеха, своды торговых помещений… Сетчатые конструкции Шухова активно используются в современной архитектуре. Шухов внёс огромный вклад в развитие нефтяной отрасли и трубопроводного транспорта.

После лекции ребята вместе с Ксенией собрали из реек модель Шуховской башни и сами убедились, насколько проста и в то же время гениальна придумка Владимира Шухова.

Алина Ключко

Поделиться