12,79₽
99,63₽
92,45₽

Фейковые ДТП остаются популярным способом незаконного заработка в Ростовской области

Donnews.ru разобрался, как и кого «разводят» автоподставщики

Машина после ДТП. Фото Екатерина Костикова
Машина после ДТП. Фото Екатерина Костикова

В Ростове и области ситуация с автомошенничеством и автоподставами по-прежнему складывается не просто. Правоохранители регулярно отчитываются о задержании очередной преступной группы, однако желающих нажиться на незаконных схемах меньше не становится. О том, какие бывают виды автомошенничества и почему от них страдают не только страховые компании, но и автомобилисты — в материале donnews.ru.

Недобросовестные автоюристы и фейковые ДТП

Схемы, используемые при автомошенничестве, можно разделить на два типа. В первом случае речь идёт о недобросовестных автоюристах, которые обманным путём склоняют участников реальных аварий уступить право требования компенсации по договору ОСАГО со страховой компании. Во втором случае мошенники инсценируют ДТП, чтобы получить страховые выплаты.

Как рассказал donnews.ru руководитель управления экономической безопасности Южного регионального центра «АльфаСтрахование» Денис Денисов, чаще всего недобросовестные юристы «работают» в областных городах — Шахтах, Таганроге и так далее.

— Цель таких людей — на месте аварии склонить участника ДТП, находящегося в стрессе, к подписанию договора цессии {переуступки прав} с заниженной страховой суммой. Аргументы в пользу этого обычно приводятся примерно следующие: страховая компания не выплатит или выплатил очень мало, либо отремонтирует твой автомобиль в гараже, — рассказывает он.

Однако затем такие «помощники» заявляют в страховую компанию 100% ущерба, в то время как пострадавшему автомобилисту они выплачивают порядка 60% полагающейся ему суммы. Но и это ещё не все. Пользуясь финансовой безграмотностью автомобилистов и стрессовой ситуацией, недобросовестные автоюристы, в том числе, берут с водителя доверенность на предоставление его интересов в суде. Подписывать оба документа — договор цессии и доверенность — категорически нельзя. Иначе сверх суммы страховой выплаты, которую взыщет суд со страховой компании, владелец транспортного средства, а вовсе не автоюрист, должен будет уплатить налог в размере 13%. Так что в итоге от подобной сделки проигрывают все — и страховая, и страхователь. В выигрыше оказываются только недобросовестные автоюристы.

— Автомобилист теряет почти половину страховой выплаты, которую он получил бы, если бы самостоятельно заявил о ДТП через мобильное приложение страховой компании или офис страховщика, — говорит Денисов.

Однако тут речь скорее о мошенниках и обманщиках. А вот фейковыми ДТП занимаются настоящие преступники, причём чаще всего речь идёт о целых преступных группах. 

По словам заместителя генерального директора по маркетингу компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, за прошедшие 8 месяцев количество заявленных в Ростовский филиал страховых случаев, проверяемых департаментом безопасности компании, выросло более, чем на 60%. В итоге удалось не допустить потери на сумму более 28 млн рублей.

Машина после аварии.  фото - Екатерина Костикова.
Машина после аварии. фото - Екатерина Костикова.

Согласно данным Всероссийского союза страховщиков, за 1 квартал 2021 года количество обращений страховых компаний в правоохранительные органы Ростовской области по факту мошенничества выросло на 27,4%, а сумма нанесённого ущерба почти на 20%. По количеству таких обращений Ростовская область поднялась с 16 на 12 место в региональном рейтинге РФ по уровню мошеннических выплат в ОСАГО по сравнению с 1 кварталом прошлого года.

Преступление

По словам Дениса Денисова (руководитель управления экономической безопасности Южного регионального центра «АльфаСтрахование»), в Ростовской области к автоподставам мошенники стали часто привлекать молодых девушек и парней, до 24 лет, которые регулярно «попадают в ДТП» и заявляют в страховую компанию несерьёзные и, на первый взгляд, непримечательные убытки. Однако в течение года получается до 17 заявлений от одних и тех же людей со средней выплатой по 45 тысяч рублей.

Как рассказал donnews.ru адвокат РОКА «Советник», преподаватель кафедры конституционного и муниципального права ЮРИУ РАНХиГС Артём Волконитин, автоподставы бывают двух типов. Первый — это когда владелец дорогого автомобиля попадает в аварию, но не может по каким-то причинам претендовать на какие-либо выплаты, чтобы отремонтировать свою машину. Тогда он договаривается с мошенниками, которые подыскивают подходящее несерьёзное ДТП с недорогими машинами, прибывают на место и договариваются с пострадавшим о том, что ему на месте платят какую-то сумму, а он уезжает. На его место на эвакуаторе подвозят ту самую дорогую «битую» иномарку, выгружают и фотографируют так, словно именно в этом ДТП она и получила повреждения.

— Специфика оформления ДТП у нас такова, что сотрудники ГИБДД, как правило, не выезжают на место, а мошенники вместе с фотографиями с участниками ДТП приезжают в отделение и там составляют документы об аварии. То есть никто в этой процедуре подмены машины не видит. Поэтому когда в ГИБДД смотрят на фотографии с места, оформляют легальные документы и с ними мошенники идут в страховую компанию за выплатой, — рассказывает он.

Второй вид подстав заключается в том, чтобы поставить аварии на поток и таким образом наживаться на страховых компаниях. По словам Волконитина, для этого берут дорогую машину и автомобиль попроще. На дорогую оформляют каско и начинают инсценировать аварии.

— Например, часто используют внедорожник Infiniti. Там только замена бампера стоит 100 тысяч рублей. Его повреждают, фиксируют ДТП, получают деньги со страховой на замену бампера, чинят его какими-то кустарными методами и спустя какое-то время повторяют схему, — говорит Артём Волконитин.

...и наказание

В Ростовской области в этом году правоохранители раскрыли сразу несколько громких историй, связанных с автомошенничеством, которым занимались преступные группы.

Так, в начале сентября прямо во время «оформления» очередного фейкового ДТП сотрудники УФСБ в Ростове задержали нескольких человек. Сначала задержали организатора мошеннической схемы, а затем и его подельника. После доставки в отдел оба сразу же рассказали, как «работали».

Использовали они два автомобиля — дорогой и попроще, который был застрахован. Повреждения владелец дорогой иномарки наносил заранее на днище автомобиля. Затем выбирал какое-нибудь безлюдное место, чтобы случайно не попасться под камеры видеонаблюдения, и в тёмное время суток фиксировал с подельником ДТП, в результате которого автомобиль якобы и получил повреждения.

— Попросил меня сделать так, чтобы машина как бы попала в аварию, — рассказывал на допросе один из соучастников организатора автоподстав. — Пять тысяч мне дал, чтобы я сказал, что была авария.

К слову, теперь этому любителю «лёгких» заработков грозит 5 лет тюрьмы.

А в марте 2021 года полиция и ФСБ разоблачили крупную преступную группировку из Ростова, участники которой нанесли ущерб страховым компаниям на сумму более 30 млн рублей. Фейковыми ДТП они занимались с марта 2019 года, устраивая подставные аварии с участием дорогих автомобилей, а затем предоставляя в страховые компании документы с заведомо ложными обстоятельствами ДТП. При этом «работали» они сразу с несколькими компаниями.

Уголовные дела были возбуждены по статье «Мошенничество в сфере страхования», предполагающей до 10 лет лишения свободы, не считая крупного штрафа.

При этом, как рассказали donnews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА), указанные дела — лишь верхушка айсберга. Управлением безопасности этой организации выявлены множественные и систематические факты страхового мошенничества, которые свидетельствуют о существовании на юге и других участников организованной преступной группы, поставившей на поток инсценировки дорожно-транспортных происшествий и незаконное получение компенсационных выплат.

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Сергея Ефремова, каждое такое раскрытое преступление — результат долгой и планомерной работы страховщиков совместно с региональными властями и сотрудниками правоохранительных органов.

«Мы признательны властям Ростовской области и сотрудникам правоохранительных органов за высокопрофессиональные и оперативные действия по раскрытию этого преступления. Уверен, что это взаимодействие страховщиков с региональными властями и правоохранительными органами поможет раскрыть ещё много преступлений и сделать дороги региона безопаснее для граждан», — говорит Ефремов.

Почему это вредит всем

Пока же Ростовская область, к сожалению, как была, так и остаётся одним из антилидеров юга России по числу автомошенничеств и автоподстав. Переместиться из «красной» в «жёлтую» зоны рейтинга по уровню риска мошеннических выплат в ОСАГО, который составляет Российский Союз Автостраховщиков (РСА), региону удалось лишь в этом году.

Однако ситуация всё также остаётся напряжённой. При этом год назад в стране вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, позволяющие учитывать личностные характеристики страхователя и лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Сегодня на стоимость полиса влияют имеющиеся у водителя в прошлом нарушения ПДД, лишение прав, участие в ДТП, пьяная езда и многое другое. В результате нововведений ЦБ расширил границы базового тарифного коридора на 10% вверх и вниз. То есть если до этого минимальный тариф для физического лица составлял 2746 рублей, максимальный — 4942 рубля, то теперь это — 2471 и 5436 рублей соответственно.

Этот механизм позволил страховым компаниям ещё больше дифференцировать тарифы между регионами в зависимости от того, насколько в них криминализирована сфера ОСАГО. И для юга России это означает именно повышение стоимости полисов для всех страхователей региона, в том числе, законопослушных и добропорядочных.

#