В минувшую пятницу в Ростове состоялась вторая в этом году пресс-конференция губернатора Василия Голубева. Особых откровений журналисты не услышали, возможно, виной тому вопросы, которые были заданы главе региона. И если б не высказанная дважды в ходе встречи готовность губернатора продолжать разговор, мероприятие завершилось бы гораздо раньше.
Однако любопытные моменты в ходе 2,5-часового разговора всё же были. Пожалуй, впервые публично прозвучала оценка деятельности избранного год назад главы Новочеркасска. Причём критики было больше, чем похвалы. Впрочем, лишь мэр Шахт Денис Станиславов удостоился губернаторского одобрения в полной мере.
Василий Голубев откровенно рассказал о разногласиях с главой ГУ МВД генералом Ларионовым и весьма витиевато — о своём отношении к идее отмены выборов мэров городов; глава региона говорил о перспективах строительства метро, о споре вокруг действующего аэропорта, о разговоре с Иваном Саввиди.
Но начал Василий Голубев с рассказа о том, как Ростовская область встречает грядущий кризис.
О кризисе
«Несмотря на замедление темпов развития, в Ростовской области подавляющая часть показателей выше среднероссийских. По сравнению с 2012 годом отмечается рост объёмов в основных видах деятельности: индекс промышленного производства вырос на 4,8%, оборот розничной торговли — на 3,9%, объём жилищного строительства — на 6,7%, в целом объём строительства по области вырос на 26%, в среднем по стране он несколько ниже. Чуть ниже стал уровень безработицы — 0,7%. Год назад на это же время он был 0,8%. По предварительной оценке, рост валового регионального продукта составит от 3,5 до 4%».
О «100 губернаторских проектах»
«В этом году из этой сотни 7 проектов на общую сумму 23 млрд рублей были построены и введены в эксплуатацию. Создано в общей сложности 1200 рабочих мест.
Сегодня в сотне губернаторских проектов реализуется и зафиксировано 59 проектов. Общий объём инвестиций — примерно 557 млрд рублей. Будет создано 34 тысячи рабочих мест».
Об инвестициях
«Весьма сложно предсказывать завершение года, но мы надеемся, что превысим прошлогодние показатели. Моя осторожность связана прежде всего с тем, что в последние два месяца мы ввели особый режим финансирования ряда объектов из-за замедления темпов поступления доходов в областной бюджет. Хотя мы точно знаем, что плановое значение бюджета будет выполнено. Мы планировали прирост порядка 16%, а будет примерно 5-6%».
О здравоохранении
«У нас в плачевном состоянии находятся медучреждения в Ростове. Можно говорить о модернизации (вложено почти 13 млрд рублей), но если наши учреждения останутся в том же состоянии, что и сейчас, то через какой-то промежуток времени мы точно будем понимать, что всё сделано зря».
О том, что не удалось сделать
«Мне не удалось решить вопросы по запуску «Тагаза» и «Оптифуда». Я не удовлетворён темпами реализации проекта «100 детских садов». При этом я не говорю о том, что мы не выполнили проект, а недоволен общим состоянием. Заделы неплохие».
О том, что сделать удалось, и даже раньше срока
«Я удовлетворён тем, что мы в начале года были напряжены по объёмам строительства жилья, а сегодня мы уверены, что всё намеченное реализуем. У нас инвестиции выше, чем мы планировали по состоянию на 10 месяцев. Кроме того, есть договоренности, которые реализуются раньше намеченных сроков. В том числе атомная станция и Южный хаб».
О новом дорожном суперпроекте
«Год назад я не задумывался об обходе Аксая, но у меня с этим проектом связаны серьёзные планы. Это — новые возможности, новые земли для развития Ростова, это решение проблемы для многодетных семей. Это новые площадки для производства и новые центры вдоль магистрали, которая будет построена по немецким технологиям».
О подготовке к ЧМ-2018
«Те, кто смотрит за нами из Минспорта РФ, считают, что начало работ находится в хорошем состоянии. Мы подошли к стадии, когда будем рассматривать внутреннее содержание нашего комплекса на левом берегу Дона. Там есть такое дополнение, как ледовый дворец, примыкающий к стадиону. Это инвестиционная составляющая, которая в строительство стадиона не входит. Наша задача — пригласить частных инвесторов или найти иной способ финансирования, чтобы реализовать данный проект. Построить его — задача не менее важная».
О деятельности мэров крупных городов, за исключением Ростова
«В Таганроге остаётся тяжелейшей проблема жилищно-коммунального хозяйства, деятельность управляющих компаний, долгов за энергоносители. И к сожалению, эффективного выхода мэрия города пока не нашла. Более того, я убеждён, что в Таганроге есть проблемы в команде, внутри, притом что я поддерживаю мэра.
По Новочеркасску: я бы хотел, чтобы темпы работы были более активными. Мы поддержали в этом году Новочеркасск по дорожным проектам, и жители города это сразу заметили. Но там есть несколько вопросов, которые требуют оперативного вмешательства конкретно мэра и тех, кто рядом с ним.
Если говорить о Шахтах, то меня устраивает динамика решений вопросов, в том числе связанных с газификацией, с нормализацией ситуации в ЖКХ, с развитием жилищного строительства. В Шахтах есть понимание, что мэрия намерена делать, и она уже предъявила свои предложения.
Таганрог и Новочеркасск пока этого не сделали. В некоторых случаях в этих городах приходится вводить «ручное управление», когда туда приезжает представитель правительства, берётся за тему и её сопровождает.
Времени у мэров не так много: если в течение двух лет мэрия не разогналась, то и не разгонится. Я повторю, что в Таганроге и Новочеркасске есть проблемы в команде, и поэтому получается, как у лебедя, рака и щуки. Они пытаются двигаться в разных направлениях, и возникают противоречия, которые сказываются на результативности работы мэрии».
О ростовской мэрии
«Ничего не поменяется в Ростове, если главы районов не будут иметь никаких рычагов. Нельзя руководить городом-миллионником из одного центра, из одного кабинета. Нельзя достучаться в этот кабинет, физически нельзя. Я убежден, что в Ростове нужно создавать условия, чтобы глава района нёс одинаковую ответственность за результат вместе с мэром.
К сожалению, частая смена руководителей в мэрии ни к чему хорошему не приводит. Есть вопросы, которые носят системный характер, в частности благоустройство. Постоянно в процессе работы приходится показывать пальцем и предъявлять претензии к вице-губернатору, которого называют завхозом Ростова. В итоге он едет и разбирается. Так что полного удовлетворения по Ростову нет. Если отношение властей не поменяется, то жизнь всё равно поменяет ситуацию».
О Саввиди
«Только что закончил беседу с Саввиди. Мы говорили о различных направлениях бизнеса, которые должны развиваться, и если Иван Игнатьевич будет вносить предложения по развитию производства, например, по строительству мясокомбината, обещанного некоторое количество лет назад, то поддержка со стороны правительства будет обязательно... Кто-то пытается выдать отношения правительства с Саввиди как некую войну. Давайте раз и навсегда: я никогда никому войну не объявлял, я всегда стараюсь договариваться».
О действующем аэропорте
«Когда мы начинали строительство нового аэропорта, договорились, что не связываем аэропорты между собой. Нынешний аэропорт имеет сегодня лицензию на пять лет, но, как вы понимаете, он её может не получить, если появится новый аэропорт и если не завершатся работы по модернизации ВПП. Напомню, что это только модернизация, удлинение невозможно.
Что касается спора, то он идёт в судебном порядке, и никаких иных комментариев, кроме выполнения решений суда, я дать сейчас не могу...
Аэропорт был поставлен в план приватизации на текущий год, мы этого уже не сделаем, но не исключаем решения этого вопроса в 2014 году. Условие простое: если правительство выставит свою долю на продажу, то оно должно получить за это реальную цену. Сейчас задача — поддерживать аэропорт в действующем состоянии. Планы Ивана Игнатьевича определяет он сам».
О предварительных итогах введения соцнормы на электроэнергию
«Могу уже сейчас гарантировано заявить, что 80% жителей Ростовской области от введения соцнормы выигрывают: люди стали платить меньше. И это притом, что мы ещё ничего не меняли. Как только мы вошли в пилотный проект, определив 96 киловатт-часов на человека, я сразу сказал, что мы посмотрим: 96 — это много или мало и что необходимо поменять. Так вот в регионах, где установили норму 50 киловатт-часов, никакой пилотный проект не проходит. В регионах, где эта цифра 150 — тоже. В первом случае не решается проблема экономного расхода электроэнергии, а во втором не решается проблема перекрёстного субсидирования.
Мы поняли, что вписываемся в задачи, которые перед собой ставим, и первыми заявили в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) просьбу об увеличении нормы на второго, третьего и последующих членов семьи. И это предложение принято к исполнению. Мы заявили дополнительную норму для домов с кондиционированием, и правило, по которому нормы для многодетных семей будут приравнены к нормам, установленным для пенсионеров».
О метро
«Нельзя делать проект, который потом умрёт. К сожалению, на сегодняшний день решения о возможной федеральной поддержке мы не имеем. Как вы помните, цена вопроса очень серьёзная, 75 миллиардов первая часть, 50 — вторая. И сказать, что мы располагаем такими свободными деньгами, мы не можем.
Отказываться от идеи метро мы пока не собираемся. Пока, потому что очень важно решить проблемы софинансирования либо из федерального бюджета, либо на концессионной основе, пригласив частный бизнес, но очередь пока за этим проектом не стоит».
О выборах мэров (для смышлёных)
«Я считаю, что внутри города Ростова глав районов нужно избирать, чтобы люди максимально коротким путём могли дойти до власти. Что касается крупного города, и в данном случае Ростов наиболее ярко это показывает, то сегодня заметная часть государственных полномочий ушла на региональный уровень, это говорилось на пресс-конференции (Путина. — Прим. авт.), и некоторые территории районного звена задают простой вопрос: а что происходит, с одной стороны — госполномочия, с другой — никаких возможностей влияния на них реально не существует.
Каждая ситуация должна рассматриваться в индивидуальном порядке, но то, что госпрограмма — это программа, которую нельзя не выполнять, это то новшество, которое появляется в бюджетной политике страны и регионов, и мы должны обязательно довести ситуацию до того, чтобы мы всегда видели, кто за это персонально несёт ответственность. Люди хотят видеть результат, и он достигается в определённой степени наличием вертикали. Я считаю, что в Ростове хуже не станет, если уровень государственных полномочий мы опустим до уровня мэрии. А на уровне районов Ростова местное самоуправление может быть более доступное и эффективное».
Об уголовном деле «по детским садикам»
«Дело в том, что в других регионах такая практика была. Мы впервые попытались пригласить бизнес к партнёрству, помогли получить кредиты, построили 80-местные здания, и после этого муниципалитеты должны были выкупить детсады по ценам, утверждённым Минрегиона РФ. Я сказал начальнику главка, что вы можете и не получить никакого результата... Громкое дело, но никого за руку не взяли, и такое ощущение, что никого и не возьмут. Минстрой области действовал строго в соответствии с инструкциями Минрегиона РФ, определяя стоимость детского сада. Но кто-то говорит, что можно построить дешевле. Пожалуйста, но положите на стол экспертизу, потому что минстрой прошёл государственные экспертизы. В итоге действия полиции негативно повлияли на сроки строительства — мы могли сдать садики в этом году, но сроки перенесены».
Об оценке работы правоохранительных органов
«Правоохранительной системе есть что менять и совершенствовать. И люди этого ждут. Реакция на обращения людей со стороны правоохранительных органов, оперативность рассмотрения дел, внимательность к людям оставляют желать лучшего».
О тех, кто поможет полиции
«Могу с уверенностью сказать, что профессионалов в полиции достаточно, но численность сотрудников ниже норматива. Чтобы решить проблему, предстоит активно привлекать к охране порядка общественность. Мы планируем в следующем году создать организацию «Казаки Дона». Понятно, что потребуются деньги. Я атаману сказал: не ждите, что у вас будут деньги сразу на всё, начинайте с того, что вы имеете. Будете хорошо работать — будем выделять деньги. Эта структура, правильно работающая, учитывающая специфику конкретных территорий, в состоянии сегодня помочь, и мы от неё отказывать никогда не будем».
Поделиться: