«Из постели в пижаме, но с недоверием преподавателя»: в ростовских вузах началась сессия в режиме онлайн

Студент ЮФУ рассказал, как проходят экзамены в дистанционном формате

Студентка сдаёт экзамен. Фото yandex.ru
Студентка сдаёт экзамен. Фото yandex.ru

В 2021 году вузы Ростова решили продолжить прошлогоднюю практику проведения экзаменов в дистанционном режиме. Не стал исключением и Южный федеральный университет. Студент третьего курса факультета журналистики Виталий Меркулов специально для donnews.ru подготовил материал о том, как проходят экзамены в онлайн-режиме. Он пообщался со студентами, родителями и преподавателями и выяснил, в чём плюсы и минусы сдачи сессий в таком формате и есть ли у него будущее.

Надзор за студентом превращается в квест

В этом году, признаются студенты факультета журналистики, им было уже намного проще сдавать экзамены онлайн. Правда, они ничуть не легче традиционных очных сессий. По словам студентки третьего курса ИФЖиМКК Анастасии Кострюковой, самый главный плюс в онлайн-экзаменах — атмосфера: домашний уют, пёс в ногах. Успокаивает. Намного меньше нервов и волнения.

— Также есть возможность подсмотреть то, что ты забыл. Конечно, можно и в аудитории, но дома попроще, — признаётся Анастасия. — Главный минус — недоверие преподавателей. Надзор за студентом превращается в некий квест, где ты должен смотреть в камеру на одном устройстве и одновременно писать тест на другом.

Родители студентов считают, что очные экзамены намного эффективнее и качественнее. По их мнению, у преподавателя есть более чёткий контроль над учеником. Списать можно всегда, но при живом контакте можно понять, знает человек предмет или нет.

— Если что — мы платим деньги, а качество за эти деньги так себе, — подчёркивает мама одного из студентов Надежда Отрошенко.

Принуждение студентов к «созданию условий для дистанционного обучения» ставит под сомнение доступность образования, считает отец студента Михаил Борисенко. По его словам, не каждый в России может приобрести компьютер или ежемесячно платить за интернет. Тем более что большинство студентов учатся платно, с трудом находя деньги для обучения.

Вещали из постели в пижаме или из машины за рулём

Преподавателям, работающим многие годы непосредственно в аудиториях, в прошлом году пришлось буквально за пару недель перестраивать всю систему на дистанционный формат. Вести лекции в онлайн-режиме они не против, но вот принимать экзамены, по их мнению, лучше вживую.

Доцент кафедры теории и истории мировой литературы ЮФУ Вера Котелевская считает, что общение с глазу на глаз комфортнее и продуктивнее. Во-первых, слишком много ценной информации содержится в жестах и мимике. Кроме этого, важна и атмосфера университетской аудитории.

— Студенты настроены на профессиональное общение и пришли именно на занятия. Тут никто не вещает из постели в пижаме, или из машины за рулём, или из очереди в поликлинике. А в онлайне со студентами бывало и такое, — вспоминает Котелевская.

Во-вторых, по её мнению, принимая экзамен онлайн, если это не специальная цифровая программа Proctoring, преподаватель не может точно знать, насколько честно ведёт себя студент: не читает ли он с экрана, со смартфона, с бумаги и так далее.

Справка

Прокторинг – это система, позволяющая следить за тестированием или экзаменом в онлайн-режиме. Программа автоматически обнаруживает любые запрещённые действия во время экзамена. Наблюдение ведётся из трёх источников: аудио-, видеопоток и запись экрана рабочего стола. Например, при попытке открыть другую вкладку в браузере (кроме окна с экзаменом) или подсмотреть/подслушать подсказку система автоматически выявляет нарушение и отправляет информацию преподавателю.

А есть ли будущее?

Преподаватели ЮФУ уверены, что дистанционное обучение в вузе продолжится, а повысить качество дистанционной сдачи экзаменов поможет система прокторинга. Добавим, что эту программу уже внедрили в прошлом году некоторые факультеты вуза. По данным центра прокторинга НИУ ВШЭ, наблюдение за онлайн-экзаменом с помощью данной программы намного качественнее и эффективнее, чем наблюдение за обычным экзаменом в аудитории.

Но есть у прокторинга и свои минусы. Директор проектного офиса инициатив и стратегических коммуникаций ЮФУ Наталья Андрейченко объясняет, что система может принять за нарушение любой сбой техники, и экзаменуемый в таком случае отправляется на пересдачу. Кроме того, для прокторинга нужна высокая скорость интернета, а у многих студентов, например живущих на окраине города, в Батайске, Аксае или Новочеркасске, по словам Андрейченко, скорость интернета очень низкая.

— Таким образом, студенту приходится переживать больше не за то, что он забыл ответ, а за свой интернет — как бы он не отключился во время экзамена, — говорит Андрейченко.

Тем не менее система прокторинга очень хорошо решает проблему списывания. По данным создателей ProctorEdu, от 20% до 52% участников тестов пытаются списывать, а после подключения программы средний балл на экзаменах снижается на 10–15%.

По словам руководителя Южного регионального центра компетенций Бориса Крукиера, те студенты, которые выступают против этой системы, могут сдавать экзамены очно, а у кого нет технической возможности сдать экзамены с прокторингом, могут также прийти и сдать сессию в аудитории.

В целом можно сделать вывод, что пока у сдачи экзаменов в дистанционном формате больше минусов, чем плюсов. Что интересно, о них говорят как преподаватели, так и студенты. Вероятнее всего, в будущем дистанционные лекции и сессии сохранятся, но не на постоянной основе.

На правах рекламы:

"Айтишка" - компьютерные курсы для детей от 8 лет в Набережных Челнах, которые научат вашего ребенка азам программирования и цифровой грамотности. Ознакомиться с условиями обучения можно перейдя на сайт.