С 2016 года школьники Ростовской области начнут учиться по новым учебникам истории, разработанным на базе нового Единого историко-культурного стандарта. Напомним, что идея единого учебника истории была высказана ещё два года назад президентом Владимиром Путиным. Он подчеркнул, что учебник должен быть «каноническим», но вариативность трактовок в ходе преподавания всё-таки следует сохранять.
Donnews.ru решил узнать, чем содержание новых учебников по истории отличается от старых и как в них изменилась оценка исторических личностей и событий.
Чтобы помочь родителям и самим школьникам понять эту разницу, donnews.ru составил сравнительную таблицу существенных изменений в учебниках по истории России. В этом журналисту помог доцент кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ Евгений Шандулин.
Норманская теория |
|
Старые учебники |
Новые учебники |
Выдвигалась как основная в происхождении государственности на Руси |
Делается акцент на внутрирусских причинах формирования государства |
Развитие Киевской Руси | |
Старые учебники | Новые учебники |
Воспринималась как государственная и культурная основа Московского царства | Акцент смещается в сторону общей восточнославянской народности и усиления восприятия наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси |
Личность Александра Невского | |
Старые учебники | Новые учебники |
Преподносился как выдающийся государственный деятель и спаситель от экспансии западных феодальных обществ | Акцент смещается в сторону показания его прагматического исторического выбора, вынужденно строившего новые отношения и с Западом, и с Востоком, как с Европой, так и с Ордой |
Монгольское нашествие | |
Старые учебники | Новые учебники |
Использовался термин «монголо-татарское иго». Акцент делался на политическом характере завоевания | Говорят о владычестве одного феодального государства над другим. Термин «татары» по отношению к Орде использоваться почти не будет. Возможно усиление внимания к культурному взаимовлиянию Руси и Орды |
Личность Ивана Грозного | |
Старые учебники | Новые учебники |
Преподносился в первую очередь как реформатор | Неоднозначный человек. Добился выдающихся успехов в государственном строительстве. Однако к концу жизни его личность оказала негативное влияние на общество |
Переяславская Рада 1654 года | |
Старые учебники | Новые учебники |
Воссоединение Левобережной Украины и Московского царства подавалось как восстановление исторической справедливости | Процесс сложный и растянутый во времени. Раскол в составе украинского общества, внутренняя война привела к постепенному и сложному историческому и культурному выбору населения |
Формирование крепостного права | |
Старые учебники | Новые учебники |
Традиционно описывалось как историческое зло, мешавшее развиваться стране | Крепостное право до середины XVII века — скорее, логическое и неизбежное развитие общества. Позже оно становится тормозом капитализма в обществе |
Политика Петра I | |
Старые учебники | Новые учебники |
Петровские европоориентированные преобразования имели выраженный позитивный оттенок | Выдающийся, но сложный государственный деятель. В действиях Петра много неоднозначных решений. Культурная ориентация на Европу отчасти расколола русское общество |
Политика Николая I | |
Старые учебники | Новые учебники |
Чаще всего он показывался негативным историческим персонажем консервативного толка. Реформы описывались как бы отдельно от его личности | Его реформы имели серьёзную фундаментальную основу и результаты. Описание личности Николая I становится более сбалансированным |
События начала ХХ века | |
Старые учебники | Новые учебники |
Первая и вторая русские революции подавались как конфликт продвинутого общества и косной власти | События и первой, и второй российских революций подаются как национальная трагедия, где гражданская война — результат отсутствия компромисса в обществе |
Действия большевиков | |
Старые учебники | Новые учебники |
В советских учебниках оценка однозначно позитивная. В 90-е годы, наоборот, усилились критические оценки | Оценка сложная. Акцент на том, что большевики предложили свой вариант выхода из социального кризиса, основанный на определённой идеологии. Есть явные достижения, в частности восстановление страны, и есть большие жертвы |
Антропологический подход | |
Старые учебники | Новые учебники |
Использовалась героика революции, войны, когда героями были не самые в социальном смысле успешные люди. Много внимания самопожертвованиям и жертвам. Герои — фронтовики, пионеры, подпольщики, стахановцы и т. д. | Частично сохранится память о героях. Происходит усиление внимания к персональной истории и поиск новых героев, к которым ранее внимания было меньше. Больше внимания спорту, космосу, науке и т. д. |
Оценка политики ХХ века | |
Старые учебники | Новые учебники |
Преобладание политической составляющей. Значительная часть советских учебников посвящена политической истории страны. Эта традиция тянется еще с XIX века, когда государство считалось ключевым социальным институтом для страны | Упор на вопросы культуры и духовности. Поиск социального компромисса и прагматического подхода |
Политика Сталина | |
Старые учебники | Новые учебники |
Одни авторы учебников описывали период правления как чёрный период, связанный с массовыми репрессиями и гибелью людей. Другие, наоборот, делали упор на индустриализацию во время его правления, подъём экономики, победу в Великой Отечественной войне | Авторы не говорят однозначно, что правление Сталина было чёрным или белым периодом в жизни России. Они преподносят этот период как противоречивый: с другой стороны, были большие жертвы и подавление свобод, с другой стороны, страна развивалась ударными темпами |
Политика Брежнева | |
Старые учебники | Новые учебники |
Как правило, его руководство страной преподносилось либо как кризисный период, либо как островок стабильности в советской истории | Оценивается как период, в котором при достижении многих успехов, были допущены ошибки в управлении, повлёкшие постепенную стагнацию в обществе |
Перестройка | |
Старые учебники | Новые учебники |
Как правило, оценки в литературе очень полярные |
Поиск объяснения, что цели и методы нового руководства были абсолютно прозрачны и логичны, но методы и результаты — отчасти трагичны для советского общества |
Реформы 90-х годов | |
Старые учебники | Новые учебники |
Наименее освещены в литературе. Оценки неопределённые и нередко полярные | Показывается поиск страной своего пути развития: есть достижения, есть ошибки |
Интересно, что в новых учебниках истории среди основных дат, помимо договора о принятии Республики Крым и Севастополя в состав России, обязательна для изучения Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году и принятие закона об увеличении срока полномочий Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет в 2008 году.
По мнению Евгения Шандулина, изучение недавних исторических событий тоже весьма противоречиво: ведь в исторической науке принято изучать события, произошедшие минимум 10 лет назад.
Кроме того, в новом стандарте расписан перечень «Трудных вопросов истории России», при изучении которых учителя сталкиваются с недостатком материала или достоверной информации. К ним относится, к примеру, образование Древнерусского государства; присоединение Украины к России; причины свёртывания нэпа; причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне; оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны»; причины и последствия побед Б. Н. Ельцина в политических схватках 1990-х годов; причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы и т. д.
Предполагается, что учителя будут не только знакомить учеников с наиболее распространёнными точками зрения, но и давать школьником альтернативные взгляды на то или иное историческое событие.
Поделиться: