12,28₽
95,60₽
89,00₽

Из учебников истории России исчезнет термин «монголо-татарское иго»

А период февраля-октября 1917 года переименуют в «Великую Российскую революцию»

фото фотозвезд.рф
фото фотозвезд.рф

С 2016 года школьники Ростовской области начнут учиться по новым учебникам истории, разработанным на базе нового Единого историко-культурного стандарта. Напомним, что идея единого учебника истории была высказана ещё два года назад президентом Владимиром Путиным. Он подчеркнул, что учебник должен быть «каноническим», но вариативность трактовок в ходе преподавания всё-таки следует сохранять.

Donnews.ru решил узнать, чем содержание новых учебников по истории отличается от старых и как в них изменилась оценка исторических личностей и событий.

Чтобы помочь родителям и самим школьникам понять эту разницу, donnews.ru составил сравнительную таблицу существенных изменений в учебниках по истории России. В этом журналисту помог доцент кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ Евгений Шандулин.


Норманская теория

Старые учебники

Новые учебники

Выдвигалась как основная в происхождении государственности на Руси

Делается акцент на внутрирусских причинах формирования государства

Развитие Киевской Руси

Старые учебники

Новые учебники

Воспринималась как государственная и культурная основа Московского царства

Акцент смещается в сторону общей восточнославянской народности и усиления восприятия наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси

Личность Александра Невского

Старые учебники

Новые учебники

Преподносился как выдающийся государственный деятель и спаситель от экспансии западных феодальных обществ

Акцент смещается в сторону показания его прагматического исторического выбора, вынужденно строившего новые отношения и с Западом, и с Востоком, как с Европой, так и с Ордой

Монгольское нашествие

Старые учебники

Новые учебники

Использовался термин «монголо-татарское иго». Акцент делался на политическом характере завоевания

Говорят о владычестве одного феодального государства над другим. Термин «татары» по отношению к Орде использоваться почти не будет. Возможно усиление внимания к культурному взаимовлиянию Руси и Орды
Личность Ивана Грозного

Старые учебники

Новые учебники

Преподносился в первую очередь как реформатор

Неоднозначный человек. Добился выдающихся успехов в государственном строительстве. Однако к концу жизни его личность оказала негативное влияние на общество

Переяславская Рада 1654 года

Старые учебники

Новые учебники

Воссоединение Левобережной Украины и Московского царства подавалось как восстановление исторической справедливости

Процесс сложный и растянутый во времени. Раскол в составе украинского общества, внутренняя война привела к постепенному и сложному историческому и культурному выбору населения

Формирование крепостного права

Старые учебники

Новые учебники

Традиционно описывалось как историческое зло, мешавшее развиваться стране

Крепостное право до середины XVII века — скорее, логическое и неизбежное развитие общества. Позже оно становится тормозом капитализма в обществе

Политика Петра I

Старые учебники

Новые учебники

Петровские европоориентированные преобразования имели выраженный позитивный оттенок

Выдающийся, но сложный государственный деятель. В действиях Петра много неоднозначных решений. Культурная ориентация на Европу отчасти расколола русское общество

Политика Николая I

Старые учебники

Новые учебники

Чаще всего он показывался негативным историческим персонажем консервативного толка. Реформы описывались как бы отдельно от его личности

Его реформы имели серьёзную фундаментальную основу и результаты. Описание личности Николая I становится более сбалансированным

События начала ХХ века

Старые учебники

Новые учебники

Первая и вторая русские революции подавались как конфликт продвинутого общества и косной власти

События и первой, и второй российских революций подаются как национальная трагедия, где гражданская война — результат отсутствия компромисса в обществе

Действия большевиков

Старые учебники

Новые учебники

В советских учебниках оценка однозначно позитивная. В 90-е годы, наоборот, усилились критические оценки

Оценка сложная. Акцент на том, что большевики предложили свой вариант выхода из социального кризиса, основанный на определённой идеологии. Есть явные достижения, в частности восстановление страны, и есть большие жертвы

Антропологический подход

Старые учебники

Новые учебники

Использовалась героика революции, войны, когда героями были не самые в социальном смысле успешные люди. Много внимания самопожертвованиям и жертвам. Герои — фронтовики, пионеры, подпольщики, стахановцы и т. д.

Частично сохранится память о героях. Происходит усиление внимания к персональной истории и поиск новых героев, к которым ранее внимания было меньше. Больше внимания спорту, космосу, науке и т. д.

Оценка политики ХХ века

Старые учебники

Новые учебники

Преобладание политической составляющей. Значительная часть советских учебников посвящена политической истории страны. Эта традиция тянется еще с XIX века, когда государство считалось ключевым социальным институтом для страны

Упор на вопросы культуры и духовности. Поиск социального компромисса и прагматического подхода

Политика Сталина

Старые учебники

Новые учебники

Одни авторы учебников описывали период правления как чёрный период, связанный с массовыми репрессиями и гибелью людей. Другие, наоборот, делали упор на индустриализацию во время его правления, подъём экономики, победу в Великой Отечественной войне

Авторы не говорят однозначно, что правление Сталина было чёрным или белым периодом в жизни России. Они преподносят этот период как противоречивый: с другой стороны, были большие жертвы и подавление свобод, с другой стороны, страна развивалась ударными темпами

Политика Брежнева

Старые учебники

Новые учебники

Как правило, его руководство страной преподносилось либо как кризисный период, либо как островок стабильности в советской истории

Оценивается как период, в котором при достижении многих успехов, были допущены ошибки в управлении, повлёкшие постепенную стагнацию в обществе

Перестройка

Старые учебники

Новые учебники

Как правило, оценки в литературе очень полярные

Поиск объяснения, что цели и методы нового руководства были абсолютно прозрачны и логичны, но методы и результаты — отчасти трагичны для советского общества

Реформы 90-х годов

Старые учебники

Новые учебники

Наименее освещены в литературе. Оценки неопределённые и нередко полярные

Показывается поиск страной своего пути развития: есть достижения, есть ошибки

Интересно, что в новых учебниках истории среди основных дат, помимо договора о принятии Республики Крым и Севастополя в состав России, обязательна для изучения Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году и принятие закона об увеличении срока полномочий Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет в 2008 году.

По мнению Евгения Шандулина, изучение недавних исторических событий тоже весьма противоречиво: ведь в исторической науке принято изучать события, произошедшие минимум 10 лет назад.

Кроме того, в новом стандарте расписан перечень «Трудных вопросов истории России», при изучении которых учителя сталкиваются с недостатком материала или достоверной информации. К ним относится, к примеру, образование Древнерусского государства; присоединение Украины к России; причины свёртывания нэпа; причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне; оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны»; причины и последствия побед Б. Н. Ельцина в политических схватках 1990-х годов; причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы и т. д.

Предполагается, что учителя будут не только знакомить учеников с наиболее распространёнными точками зрения, но и давать школьником альтернативные взгляды на то или иное историческое событие.
#