12,54₽
98,10₽
90,33₽

КВН требует от игроков не только находчивости, но и предприимчивости

Игроки из Ростовской области рассказали, сколько стоит юмор

Александр Масляков
Александр Масляков

КВН — это уже давно не просто развлекательная программа «Первого канала». Клуб Весёлых и Находчивых — это государство внутри государства, со своим укладом, словечками, байками и президентом Александром Масляковым, который, скорее, не президент даже, а король: и наследник имеется, Александр Александрович, ведущий премьер-лиги. Когда в далёком 1961 году КВН зародился, вряд ли кто-нибудь мог представить, что времена изменятся, что вместо весёлого смотра студенческой самодеятельности игра превратится в медийный продукт, существующий по законам бизнеса, и что от прежней передачи не останется ничего (кроме самого Маслякова, который, кстати, пришёл в программу только в 1964 году).

О том, сколько стоит играть в КВН, кто пишет шутки для команд и зачем тысячи молодых людей не только в России, но и за рубежом продолжают играть, журналисту donnews.ru рассказали игроки успешных команд из Ростовской области.

Некоторые команды тратят на одну игру более миллиона рублей

Оказалось, что играть в КВН удовольствие не дешёвое. Компания «АМиК» никакие расходы кавээнщиков не оплачивает, у неё другая задача.

— Расходы команд на дорогу, проживание и питание не оплачиваются. «АМиК» берёт на себя обеспечение телесъёмочного процесса и определённого количества репетиций и помещений для размещения команд во время них и игры соответственно, — рассказывает игрок высшей лиги, участник команды «Евразы — РостГМУ» Владимир Берадзе.

А между тем игры во всех официальных лигах Международного союза КВН — платные. Как рассказал участник команды «Сборная Батайска “Малая Земля”» Александр Романов, за участие команда должна сделать взнос, но это не единственная и не главная статья расходов.

— Взнос, в среднем, 25 тысяч рублей за игру. В премьер-лиге команде нужны авторы — это одна из основных статей расходов. Кроме того, в Москве, как мы все знаем, дорогое жильё. В общем, поездка на игру премьерки обходится команде в среднем в 400 тысяч рублей — в зависимости от размера команды и уровня авторов. Тем не менее, 400 тысяч — это не большой бюджет. Уже в премьер-лиге есть команды, которые на игру тратят больше миллиона. К слову, спонсор команды КВН «Сборная Дагестана» — Сулейман Керимов. Думаю, комментарии излишни. Насчёт высшей лиги точно не скажу, не играл, но четырьмястами тысячами там явно не обойдёшься (в этом году команда «Малая земля» дошла до полуфинала в премьер-лиге КВН. — Прим. авт.). Авторы нужны круче, реквизита больше, количество дней подготовки к игре тоже увеличивается.

Также затратным мероприятием для кавээнщиков становится фестиваль в Сочи. По словам Александра Романова, фестивальный взнос составляет 8 тысяч 850 рублей с учётом НДС. Стоимость проезда, естественно, разная, в зависимости от отправного пункта команды. Но до Сочи мало доехать, тут ещё нужно найти жильё.

— Проживание — проблема. В Сочи есть несколько гостиниц, где живут кавээнщики. Главная — гостиница «Жемчужина». Там проходят все мероприятия фестиваля, там редакторы отсматривают выступления всех команд (их приезжает около 500), там живут самые известные игроки, словом, вся тусня там. Соответственно, и проживание там отнюдь не дешёвое. В феврале в Сочи Олимпиада — соответственно, цены на всё увеличились. Сейчас средний двухместный номер в «Жемчужке» стоит в районе 4000 за сутки. Фестиваль идёт 11 дней. Умножаем на количество человек в команде и получаем стоимость проживания.

Хотя, как пояснил Александр, совершенно не обязательно оставаться на все 11 дней фестиваля. Много команд уезжают сразу после своего выступления — на третий-четвёртый день. Но бронь номеров в «Жемчужине» получают только те команды, которые приезжают на весь срок.

За юмор тоже приходится платить

Найти деньги на взнос, проезд, проживание — это ещё полбеды. Самая крупная статья расходов — это сам юмор.

По словам Владимира Берадзе, многие команды пишут все шутки самостоятельно.

Однако при современной жёсткой конкуренции за эфиры на «Первом» и возможность пробиться в высшую лигу команды всё чаще стараются усилиться за счёт авторов-наёмников.

—В «телевизоре» нет команд, которые пишут только своими силами. Причём уже довольно давно, — отмечает Александр Романов. — Насколько я знаю, одной из немногих известных команд, обходившихся без помощи авторов, были «Уральские пельмени» — наверное, самая успешная команда за всю историю КВН. Хотя, может быть, это и легенда. Не очень мне верится, что в финале высшей лиги команда не усилилась ничьей помощью. А если говорить о нетелевизионных лигах, то да, таких команд много, но все они не слишком высокого уровня и вряд ли на что-то претендуют. Даже в такие лиги команды уже ездят с авторами — это обычное явление.

На современном рынке юмора можно купить даже одну шутку, цена которой будет варьироваться от 500 до 3 тысяч рублей. Впрочем, по словам Александра, по шуткам номера никто не продаёт.

— Такие расценки действуют в «Биатлоне». А работа с авторами определяется количеством дней, которые он работает с командой. Диапазон цен самый разный — от 50 до 2000 долларов в день.

Как рассказали Владимир и Александр, самыми крутыми авторами считаются бывшие чемпионы высшей лиги, многие из которых — нынешние звёзды телевидения и редакторы КВН.

Пользуются наёмными авторами и команды из Ростовской области.

— У нас 6 команд в телевизионных лигах, — рассказывает Александр Романов. — Да и те, кто туда не прошёл, берут авторов, чтобы попасть в телек на следующий год. Но авторов дороже 500 долларов у нас вроде бы нет.

Впрочем, Александру, как и Владимиру, и самим случалось быть авторами для других команд.

— Не могу похвастаться впечатляющей статистикой, но да, я ездил автором в центральную лигу «Поволжье», в первую лигу и однажды работал с командой, которая собиралась в высшую лигу, но, к сожалению, попала в премьерку, — поделился своим опытом Александр.

Владимир Берадзе тоже пишет шутки на заказ.

— Это обычная практика для всех, кто умеет писать и хочет этим зарабатывать. В каждом случае оценка услуг оговаривается индивидуально.

Найти спонсора в Ростовской области командам очень трудно

В бюджете Ростовской области, между прочим, предусмотрены деньги для материальной поддержки кавээнщиков.

— В Ростовской области действует около 20 лиг КВН, в которых играют около 100 команд. Кавээнщиков в регионе порядка 1000 человек, — сообщила donnews.ru пресс-секретарь комитета по молодёжной политике Евгения Сарлова. — В 2009 году из областного бюджета на развитие КВН выделялось 1,1 миллиона рублей, а в 2013 году финансирование увеличилось в восемь раз и составило около 8 миллионов рублей.

Но, по словам Владимира Берадзе, помощь эта недостаточна, причём дело не только в самом финансировании.

— Командам помогают либо вузы, либо меценаты-спонсоры, либо органы местной власти, если команда не из Ростова, а из области. Спонсора в Ростове и Ростовской области найти сложно, так как у нас система общения творческой молодёжи, администрации и компаний, потенциально способных спонсировать КВН, находится в стадии полного отсутствия. К сожалению, администрация области, Ростова и других городов помогает командам скорее на словах. Необходимой помощи в полном объёме ни одна команда области не получает.

Александр Романов рассказал, что, согласно постановлению областной администрации, командам, играющим в телевизионных лигах Международного союза КВН, положены субсидии. За игру в высшей лиге компенсируются расходы на сумму до миллиона рублей, в премьер-лиге — до 500 тысяч, в первой лиге и высшей лиге Украины — 250 тысяч рублей.

— Чтобы получить эти деньги, команда должна представить отчёт о расходах. Если он пройдёт проверку, то деньги будут перечислены, — говорит Александр. — Спонсора найти у нас за 5 лет так и не получилось. Были очень сложные времена: в 2011 году половину сезона ездили за свои, влезли в гигантские по меркам 19-летних студентов долги. Сейчас всё более-менее нормально, но назвать нашу команду богатой язык не повернётся.

За всю историю КВН ни одна команда из Ростовской области не добилась титула чемпиона КВН. По мнению собеседников donnews.ru, проблема отчасти в недостаточной финансовой поддержке, но не только.

— Проблема ещё и в отсутствии системы конструктивного диалога. Наши власти пока не спешат действительно общаться с кавээнщиками и понимать их проблемы, — считает Владимир.

Впрочем, смотреть на ситуацию «весёлые и находчивые» из Ростовской области привыкли позитивно.

— Пока КВН у нас только набирает обороты, — уверен Александр Романов. —  В этом году — рекорд: наша область стала второй по успешности в Сочи после Москвы и Подмосковья. Дальше 1/8 высшей лиги ростовские команды никогда не проходили, но сейчас, мне кажется, есть предпосылки к чему-то большему. Зацепиться, например, за четверть.

КВН — это не только игра, но и бизнес

Так что же такое современный КВН? Это всё ещё весёлая игра или уже своего рода бизнес?

— КВН — это всё ещё весёлая игра, но со своими законами телевизионного бизнеса. Это некий симбиоз этих полярных понятий. Если бы КВН не подчинялся законам бизнеса, он бы не выдержал конкуренции на телевидении, — считает Владимир Берадзе.

С тем, что бизнес стал неотъемлемой частью КВН, согласен и Александр Романов.

— Наверное, КВН — это синтез, где большую часть составляет бизнес. Для нас это была весёлая игра до 2012 года — до тех пор, пока мы не попали в телевизионную лигу. Тогда мы начали ощущать, что КВН закончился. Начался бизнес.

Но, несмотря на то, что КВНа стало меньше, а бизнеса больше, желающих играть в КВН меньше не становятся.

— КВН требует колоссальных затрат. Это почти субкультура, в которой есть свои звёзды, своя культура, свой сленг, своя тусовка. Кто-то хочет, чтоб его девочки любили, кто-то хочет признания, кто-то хочет самореализоваться, кто-то надеется найти работу, кто-то видит перспективу, чтобы через КВН прыгнуть в другую деятельность. По-разному. Для меня это, наверное, работа. Не самая любимая работа, которую я делаю далеко не на отлично, но которую я выбрал осознанно, пожертвовав многим другим. И ни в коем случае не жалею, — подытожил Александр Романов.

Что ж, видимо, КВН — это действительно свой особый мир, куда если уж попал, то обязательно захочешь остаться, несмотря ни на какие лишения. Что-то есть в этой игре особенное. 8 ноября КВНу исполнится 52 года, и если в нём и осталось что-то прежнее, то это нестареющий Масляков. Который из молодого студента МИИТ превратился во владельца крупной компании «АМиК», и из студенческого капустника сделал продаваемый медийный продукт, приносящий немалый доход. Может быть, в современном КВН меньше души, может, он уже не тот, но понятия «формат» и «рейтинг» никто не отменял. И если КВН даже спустя полвека всё ещё смотрят, если не переводятся желающие в него играть, значит, в чём-то Масляков прав.

#