Всё большее число компаний начинает пользоваться услугами самозанятых. По сути, самозанятые — это физические лица, которые занимаются производством товаров или оказывают разного рода услуги. К их числу сегодня относятся строители, дизайнеры, репетиторы, программисты, маркетологи и представители многих других профессий. Оформившись согласно законодательству, они сами платят налог на профессиональный доход. Он составляет 6% при сотрудничестве с юридическими лицами и 4% при работе с физлицами.
Самозанятые не платят страховые и пенсионные взносы — только если они сами этого захотят. Они не сдают отчётов. Чеки за принятые денежные средства формируются в официальном приложении «Мой налог». Компаниям не нужно платить налоги за самозанятых, а сами они имеют возможность доказать свои доходы при оформлении кредита или ипотеки. Главное для компаний — грамотно оформить договор с самозанятым лицом и учесть требования закона ФЗ-422.
Отличия от трудоустройства работников
Заключая трудовой договор, компания платит за своих сотрудников страховые взносы и НДФЛ, предоставляет им соцпакет, оплачивает отпускные и больничные. Работа с самозанятыми не подразумевает таких расходов. Само сотрудничество происходит на сдельной основе: оплата осуществляется по факту оказанных услуг. При этом самозанятый не может:
-
принять участие в технологическом процессе;
-
следовать должностным инструкциям;
-
подчиняться установленному компанией трудовому режиму;
-
быть внесённым в табель учёта рабочего времени;
-
получать регулярную зарплату;
-
претендовать на соцпакет.
Отличия от работы с фрилансерами
Предприниматели чаще всего сотрудничают с фрилансерами незаконно, поскольку оформлять с ними ГПХ и платить отчисления невыгодно. Деньги таким работникам перечисляются на электронные кошельки, что достаточно рискованно. В то же время работа с самозанятыми не требует соблюдения многих формальностей. Можно оплачивать их труд различными способами: наличным и безналичным, по договорённости. От самозанятого достаточно получить чек, выдаваемый приложением «Мой налог», который подтвердит расходы компании.
Если с самозанятым заключить договор ГПХ, то ни ему самому, ни компании не нужно будет уплачивать НДФЛ и страховые взносы. Другой вопрос, что самозанятых не всегда устраивает подобный вариант сотрудничества, так как, уплатив налог с дохода, они получают меньше денег. В таком случае можно немного увеличить оплату, чтобы компенсировать налог, на что многие исполнители соглашаются.
Отличия от сотрудничества с ИП
Если компания сотрудничала с ИП на спецрежиме, то при его переходе в статус самозанятого разницы практически не будет. ИП просто выберет другой режим налогообложения — «налог на профессиональный доход», а компания не будет отвечать за его налоги.
Разница будет заметна, если ИП ранее использовал ОСНО и платил НДС, который самозанятые не платят. Если исполнитель был на УСН или ЕНВД, то для работающей с ним компании особых изменений не будет, но нужно брать чеки у самозанятого после всех платежей. Самозанятый ИП оставляет за собой право использовать свой ранее зарегистрированный расчётный счёт, что удобно для оформления платежей.
Нужны ли электронные документы самозанятому
Столкнётся ли самозанятый гражданин с электронным документооборотом? Или всё необходимое имеется в сервисе «Мой налог»? Нужно иметь в виду, что деятельность самозанятого подразумевает не только отношения с налоговой службой. По сути, это такая же предпринимательская деятельность с определёнными обязанностями и важной задачей: стать привлекательным и надёжным для своих покупателей и заказчиков.
Поэтому такие документы, как договоры и акты, самозанятому желательно иметь при себе. Не помешает и купить электронную подпись в целях повышения доверия заказчиков и устранения недопонимания при возникновении спорной ситуации.
Какой договор заключить
С самозанятым оформляется гражданско-правовой договор. Это может быть договор подряда, оказания услуг или поставки продукции. Подходит и оферта: исполнитель размещает на своём сайте условия оказания услуг и их цену, а заказчик оплатит её по реквизитам для подтверждения сделки. Содержание перечисленных договоров обычное, как и с физлицами или ИП, но есть ряд нюансов.
Нужно помнить, что, если в договоре найдётся хотя бы что-то, что характерно для трудового договора, инспекция этим заинтересуется и постарается переквалифицировать этот договор в трудовой. Соответственно, последуют доначисления по НДФЛ, страховые взносы и штраф. Поэтому договор следует составлять очень внимательно. Вот что нужно сделать:
-
Проверить статус самозанятого, попросив у него справку. Также можно сделать запрос в налоговой.
-
При оформлении договора надо постараться избегать любых признаков трудовых отношений, таких как выплаты в одно и то же время, одинаковые суммы оплаты, работа самозанятого в вашем офисе, возможности поездок на корпоративном транспорте.
-
В договоре отметить, что этот работник — не физическое лицо, а самозанятый гражданин, сам уплачивающий свои налоги. И что он обязан известить вас, если перестанет быть самозанятым.
-
Не сотрудничайте с теми самозанятыми, которые уже числятся у вас по трудовому договору или были уволены менее 2 лет назад.
-
В договоре укажите, что самозанятый выполняет работу или оказывает услуги по вашей заявке в установленный срок, а вы за них платите. Также отметьте, что все работы или услуги носят разовый характер и что они оплачиваются после подписания акта сдачи-приёмки работ в фиксированном размере.
-
Уточните, что работы или услуги, выполняемые по данному договору, не предполагают подчинения работника внутренним правилам компании касательно трудового распорядка.
Если вы выполните все эти условия, то договор с самозанятым будет максимально не похожим на трудовой договор.
О чём важно помнить, работая с самозанятыми
Важно, чтобы самозанятый гражданин не работал как обычный сотрудник, оформленный по трудовому договору. То есть он не должен к определённому времени являться в офис, следовать расписанию, выполнять должностные инструкции. Для него не следует выделять рабочее место в офисе компании и отмечать на проходной, отпускать в отпуск или на больничный.
Самозанятый должен сам решать, где, как и когда ему работать. Не следует также сдавать ему рабочее место в аренду, так как инспекция увидит в этом признаки трудовых отношений. Поскольку свои налоги он уплачивает сам, вы не должны устанавливать у себя приложение и формировать чеки самозанятого. Лучше использовать онлайн-сервис «Астрал Онлайн» для правильной организации документооборота с контрагентами.
Инспекцию обязательно насторожит тот факт, что самозанятый получает регулярные выплаты от компании и их размер всегда одинаковый. Поэтому обязательно привяжите размер оплаты к объёму выполненных работ.
Сотрудничать с самозанятыми — достаточно выгодное решение во многих сферах бизнеса. Но, чтобы свести к минимуму риск претензий от налоговой инспекции, нужно правильно оформлять документы и исключить любые признаки того, что самозанятый может являться, по сути, вашим работником по трудовому договору.
Поделиться: