Top.Mail.Ru
11,72₽
92,24₽
85,00₽

Казачьи атаманы решат национальный вопрос

Пока ответственности мало, показухи — много

На днях Владимир Путин подпишет указ о создании совета по межнациональным отношениям при президенте. Предполагается, что в состав совета под председательством Путина войдут казачьи атаманы Дона и Кубани Виктор Водолацкий и Николай Долуда.

Казакам доверили решать вопросы государственной значимости из серии «как нам обустроить Россию». Ну что ж, поговорят с президентом, послушают доклады чиновников, дружно скажут «любо» исполнителям судьбоносных начинаний. Главное — ответственности мало, показухи много. Потому что решить национальный вопрос в России к удовольствию всех национальностей невозможно. Не с того края заходят, опять вершки с корешками перепутали.

Интересно, есть ли у казаков своя позиция в решении национальных вопросов?

Согласно результатам всероссийской переписи населения 2010 года, национальность «казаки» является частью национальности «русские». К казакам себя причисляют 67573 гражданина России, из них в Ростовской области проживает 29687, в Волгоградской области – 18452, в Краснодарском крае – 5261, и совсем немного в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии и в Северной Осетии.

Итак, национальная самоидентификация 67,5 тысячи человек отделяет их от русских. То есть у казаков, в отличие от русских, особый язык, культура, психология, традиции, обычаи и образ жизни. При этом русские казаков отдельной национальностью не считают, скорее, выделяют их особую организацию жизни — казачье войско.

Вера у казаков православная, язык русский, психология общинная, традиции и обычаи — ассимилированные многонациональные культурные нормы, присущие любому народу, поставленному в условия выживания. Что же касается национального характера, то из-за «гремучей смеси» генов трудно сказать, какая кровь течёт в казачьих жилах.

«А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя, и запорожские казаки, и ляхи, и крестьяне, которые приговорены были к казни в розбойных и в татиных и в иных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю, или месяц, а случитца им с чем нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед освобождаютца», — так описывал состав Донского войска в XVII веке подьячий Посольского приказа. «Казаки живут на Дону по своей воле кочевным обычаем; с ними же вместе живут различных стран люди: литовцы, немцы, горские и запорожские черкасы, крымцы, нагайцы и азовцы». Это цитата из книги Василия Сухорукова «Историческое описание земли Войска Донского», Новочеркасск, 1903.

Сегодня казаки, пережившие революцию, раскол на белых и красных, сталинские репрессии и мировые войны, утратили административно-территориальную общность, реальное самоуправление, общее дело и общую культуру. Отсутствие ясной цели процесса, именуемого «возрождением казачества», порождает множество вопросов.

Что именно должно возродиться? Казачество как национальность или как культурная общность? Казачьи духовные традиции или обрядовость? Кто сможет регламентировать культурные нормы и каков механизм их передачи? Как определить феномен казачества: как национальность или как объединение потомков казаков? Чем отличается национальность «казак» от других национальностей, населяющих Россию? Что нужно оберегать и восстанавливать? Армяне, чеченцы, татары, осетины, калмыки, проживающие в своих национальных анклавах, сохраняющие обычаи, язык, чистоту крови и национальное самосознание, могут принять российские законы, согласиться жить в мире, уважать другие национальности, добиваться преподавания национального языка, истории и культуры в русских школах наряду с русским государственным языком. А чего хотят казаки как нация? В чем их принципиальное отличие от русских?

В Старочеркасском историко-архитектурном музее–заповеднике особой популярностью посетителей пользуется историческая реконструкция казачьих обрядов — с песнями, с рассказами о казачьих традициях. На фотографиях в кабинете заместителя директора, академика Михаила Астапенко, запечатлены моменты принятия гостей музея «в приписные казаки». Судя по улыбкам, гостям неизменно нравится быть главными действующими лицами старинного обряда. «Принимали в казаки» многих знаменитых людей — от космонавтов и министров до актёров, всех не перечислишь. И только знаменитый Пьер Ришар почему-то «попал под раздачу» — не понравилось казачьему генералу и войсковому атаману Всевеликого войска Донского Виктору Водолацкому, как смотрелись бурка и папаха на французе. Видимо, неизвестны атаману ни понятие «историческая реконструкция», ни её отличие от полномочий казачьего круга. Недоглядели идеологи и организаторы — подставили Виктора Петровича под публичное заявление. «Ришар, поучаствовав в сомнительном обряде посвящения в казаки, переполнил чашу терпения всего донского казачества», — заявил атаман в открытом письме.

Оказывается, чаша казачьего терпения наполняется отнюдь не отсутствием подлинного казачьего самоуправления, не недостаточным финансированием кадетских корпусов, не законами, не позволяющими казаку по-настоящему Родине служить. Оказывается, главные недруги донского казачества — это гости музея, которых в шутку да в удовольствие отстегали нагайкой по спине.

Жаль, что не нашлось у горячего атамана мудрого советника, который подсказал бы, что исторически сложившийся многонациональный состав казачьих войск, их терпимость к языкам и нравам других народов, их принцип «судить о казаке по делам его» и есть яркий пример, достойный образец и гранитная основа решения национального вопроса в России.

«Русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Фёдора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар…» - пишет Путин в статье «Россия: национальный вопрос».

Я не знаю, что по этому поводу думают «русские армяне», «русские азербайджанцы» и «русские татары». Но я согласна с товарищем Сталиным, который в статье «Как понимает социал-демократия национальный вопрос» утверждал, что «национальный вопрос в разные времена служит различным интересам, принимает различные оттенки в зависимости от того, какой класс и когда выдвигает его».

Какие именно национальные (не политические и не экономические) проблемы озвучат атаманы казачьих войск на заседании нового президентского совета? У меня нет ответа, как нет ясной, однозначной и общей позиции казаков. Прежде всего, в их сознании и в сердце.

#