11,60₽
89,06₽
82,73₽

Художникам и библиотекарям придётся отдать храмы

Но разорять музеи священники не собираются

Церковь может вернуть себе храмы, которые потеряла во времена Советского Союза. Вскоре будет принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», и это даст им право забирать недвижимость из муниципальной собственности.

И не только недвижимость, но и элементы внутреннего убранства храмов, а также предметы, предназначенные для богослужения и других обрядов. Именно этот пункт встревожил музейных работников, которые боятся, что священнослужители потребуют вернуть им религиозные экспонаты.

Как со смехом объяснил Флюр Арсланов, руководитель главного духовного управления мусульман Ростовской области, они вовсе не собираются ничего забирать из музеев. Напротив, он лично передавал для выставок исторические предметы культа.

А вот многие мечети и школы в Ростовской области мусульмане хотели бы вернуть. Например, в Новочеркасске на фундаменте одной мечети сейчас стоит клуб, а второй — школа. На Крепостном в Ростове разрушена мусульманская школа грамотности, где учился татарский писатель, богослов и просветитель Муса Бегиев.

— Места для храмов и мечетей выбирались не просто так, они особенные, намоленные. Сейчас же людям даже помолиться негде. Единственная мечеть в Ростове не вмещает всех желающих, прихожане стоят на улице. В 21 веке в демократическом государстве это, по крайней мере, некрасиво, — заметил Арсланов.

Православный протоиерей Иоанн Осяк, благочинный ростовского округа, принятие этого закона приветствует. По его мнению, церковь из попрошайки снова станет помощником и защитником народа:

— Если примут закон, то слава Богу! В каждом приходе есть такие здания, которые исторически принадлежали церкви. В Новочеркасске — бывшая духовная семинария, в Ростове — храм святого Владимира рядом с Лендворцом, мастерские при храме Серафима Саровского на Портовой. В первом сейчас отдел вневедомственной охраны, а в мастерских, стыдно сказать, завод по производству туалетной бумаги.

Однако намерений немедленно что-то отобрать, по словам Осяка, у православной церкви нет. Храмы, ставшие музеями, они готовы принять вместе со служащими, чтобы не лишать их рабочих мест.

Закон помог бы и ростовским католикам. По словам отца Михаила Нуцковского из прихода Тайной вечери, ростовский Дом художника на Горького изначально был домом священника, и римско-католическая церковь давно, но безуспешно пытается его вернуть себе. В Таганроге в бывшем католическом храме располагается библиотека.

У ростовских иудеев дела обстоят получше. Здание синагоги было возвращено в собственность еврейской общины ещё в 1993 году. Сейчас это единственная действующая синагога в Ростове. Когда-то их было около десяти, не считая учебных, благотворительных и прочих еврейских организаций. В стенах синагоги могут поместиться максимум 700 человек, в то время как ростовских иудеев — около 10 тысяч. Однако, как заверили в самой синагоге, в этом нет ничего страшного, так как многие еврейские праздники можно отмечать дома.

В Ростовском областном музее краеведения от нового закона не в восторге, но деваться некуда:

— Вот надо было отдать Сурб-Хач под храм, мы отдали. Вообще, этот закон больше коснётся Новочеркасска, Старочерскасска... Много проблем было со Старочеркасским храмом, который работал и как музей...

Служители разных конфессий солидарны в том, что закон им поможет. А вот ответственность за нынешних обитателей бывших церквей: рабочих, школьников, библиотекарей, — перекладывают на администрацию.

#