Известный ростовский адвокат Владимир Лившиц подал иск в Кировский районный суд Ростова к городскому управлению культуры и областному минкульту. Истец требует признать незаконным снятие в ноябре прошлого года мемориальной доски памяти жертв Холокоста в Змиёвской балке. На минувшей неделе состоялось первое заседание суда по существу.
В ходе более чем двухчасового заседания выяснилось: все стороны процесса — и истец, и ответчики — искренне желали добиться одного и того же — исторической справедливости. Однако каждый понимал эту справедливость по-своему.
Предыстория событий такова: в апреле 2011 года городская межведомственная комиссия по наименованиям общественно-значимых мест и установке памятных знаков приняла решение о снятии в Змиёвской балке мемориальной доски, на которой значилось:
«Здесь 11-12 августа 1942 года были уничтожены нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России Мемориал Холокоста».
Доска с этой надписью была установлена в 2004 году, согласно постановлению мэра города Михаила Чернышева. Примечательно, что это постановление до сих пор не отменено.
Вместо прежней доски появилась доска иного содержания, из которой слово «евреев» было заменено на «мирных граждан», а информация о Холокосте исчезла. Вот новый текст:
«Здесь, в Змиёвской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами было уничтожено более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых — представители многих национальностей. Змиёвская балка — крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками советских граждан в период Великой Отечественной войны...».
Именно это возмутило Владимира Лившица как представителя еврейской нации, и он потребовал вернуть прежнюю доску на место.
— Я, как гражданин РФ, как этнический еврей, как потомок тех, кто лежит в Змиёвской балке, считаю, что мои права нарушены. Змиёвская балка исторически была местом Холокоста, где евреи уничтожались исключительно по национальному признаку. Своими действиями управление культуры, по сути, отрицает существование Холокоста, — заявил суду Лившиц.
Аргументы ответчиков основывались на том, что в надписи, которая была прежде, существует историческая неточность, и теперь люди других наций, чьи предки там погибли, требуют эту неточность исправить. Причем, настаивая на этом, чиновники, как они утверждали, не имели целью ущемить права евреев.
— Нужно указать, что там похоронены и люди других национальностей. В справках, которые предоставил суду истец, значится, что в Змиёвской балке уничтожено около 15-16 тысяч евреев, на доске же была указана цифра 27 тысяч, — отметила представитель управления культуры Юлия Ермакова.
— Мне в контексте иска не важно, сколько было похоронено евреев. Я требую, чтобы мемориальную доску вернули на место, и хочу, чтобы власти поняли, что они поступают как законченные совки, — заключил Лившиц.
Видимо, чтобы как-то успокоить эмоционального адвоката, начальник отдела управления Ирина Стрельцова, которая как раз и подписывала памятное решение комиссии, сообщила, что доску с упоминанием о евреях не выбросили, а переместили в пантеон, расположенный на территории мемориала.
— В экспозиции большая часть отведена документам о Холокосте и истреблении еврейского населения. Доска никуда не исчезла, и люди, приходящие почтить память, могут её увидеть, — сообщила Стрельцова.
Однако эта фраза еще больше возмутила Лившица.
— Так он же все время закрыт, даже на 9 мая был закрыт! — возмутился адвокат.
— А вы приходите тогда, когда мы проводим официальные мероприятия на территории мемориала. Например, от имени посольства Израиля нам объявили благодарность, — парировала Стрельцова.
Отвечая на вопрос, кто стал инициатором снятия доски, сотрудники управления сообщили как минимум две фамилии: это историк Владимир Афанасенко и один из авторов мемориала «Памяти жертв фашизма в Змиёвской балке» Рубен Мурадьян.
Всё оставшееся время заседания стороны занимались тем, что пытались поймать друг друга на словесных ошибках и оговорках. В итоге встреча в суде закончилось ничем. Истец и ответчики ещё раз, теперь уже публично, высказали друг другу претензии, сделали несколько ходатайств и заявили свидетелей, которые «могли бы сказать нечто по существу».
Следующее заседание состоится 27 июня. А 11-12 августа исполнится ровно 70 лет с того момента, когда в Змиёвской балке расстреляли людей. К юбилею могли бы и договориться. Тем более что решить вопрос, как кажется, легче лёгкого. Ничего страшного не случилось бы, если б рядом с новой доской о массовом убийстве «мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных» появилась бы доска с надписью о Холокосте.
В неофициальном общении как до, так и после заседания обе стороны были не столь категоричны, как в зале суда, и высказали желание решить вопрос полюбовно.
Поделиться: