Результаты проверки деятельности восьми муниципальных унитарных предприятий города за 2015 и частично 2016 год, оглашённые аудиторами Контрольно-счётной палаты Ростова на заседании комиссии гордумы по бюджету, налогам и сборам, изрядно удивили депутатов.
Проверка показала, что только три из восьми предприятий в той или иной мере соответствуют критериям, установленным федеральными законами: МП «Ростовводстройэксплуатация», МУП СКУ (кладбище и крематорий) и МУП ГКДЦ имени М. Горького (парк).
К остальным предприятиям куча претензий. Так, аудиторы выяснили, что МУПы используют объекты недвижимости, которые им не принадлежат, используют земельные участки без правовых оснований и без соответствующей оплаты. При этом площадь неиспользуемых предприятиями площадей, которые находятся в собственности муниципалов, колеблется от 2% до 51%.
У шести предприятий из восьми растёт дебиторская и кредиторская задолженность, что стало результатом неосмотрительной кредитной политики предприятий в отношении заказчиков. Согласно анализу КСП, три предприятия — МУП «РТК», МУП РСиЭИС, «МУП ГЦКиГ» — признаны нерентабельными.
По мнению аудиторов, руководители МУПов не прилагают усилий, чтобы эту ситуацию изменить, потому что «это может привести к снижению размеров субсидий, предоставляемых из городского бюджета. Кроме того, руководители не несут прямую ответственность за убыточную работу предприятий».
В распоряжении donnews.ru оказался доклад Контрольно-счётной палаты и выводы по каждому из МУПов.
1. Муниципальное унитарное предприятие «Ростовская транспортная компания» (МУП «РТК»), занимается пассажирскими перевозками электротранспортом;
К этому МУПу возникло больше всего претензий. С 2012 года на предприятии не выполняется плановый показатель «выручка». В 2015 году её получено на 71,3 млн рублей меньше, чем было запланировано, а убыток составил 82,7 млн рублей.
Любопытный момент: в МУПе через два с половиной года после передачи в хозяйственное ведение были проданы эвакуаторы. А спустя всего 9 месяцев предприятие поменяло на деньги самосвал и экскаватор.
Аудиторы сделали вывод о нецелесообразности деятельности данного предприятия.
2. Муниципальное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости города Ростова-на-Дону (МУП ТИиОН).
Объём производства в натуральном выражении по сравнению с 2013 годом снизился более чем на 20 тысяч штук. Чистая прибыль с 9 млн 122 тысяч рублей упала до 1 млн 820 тысяч рублей, то есть почти в пять раз. При этом прибыльность обеспечена не за счёт эффективной работы, а от продажи имущества.
Не выполнен один из основных плановых показателей — «выручка». Она снизилась почти вдвое — с 97 млн 760 тысяч рублей до 57 млн 298 тысяч рублей. В результате снижения выручки и другие показатели эффективности не были выполнены.
Общая рентабельность с 9% в 2013 году снизилась до 3% в 2015-м, а рентабельность собственного капитала составила лишь 16%.
3. Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (МСУП РСиЭИС);
Деятельность предприятия неэффективна, так как в 2015 году вместо запланированной прибыли 923 тысяч рублей получено 51 млн 193 тысячи рублей убытка. Для решения вопросов местного значения предприятие использует лишь 35% трудовых ресурсов и 13% общего количества машин.
Аудиторы, проанализировав результаты за несколько лет, сделали вывод о нецелесообразности деятельности данного предприятия.
4. Муниципальное унитарное предприятие «Городской культурно-досуговый центр им. М. Горького» (МУП «ГКДЦ им. М. Горького»);
Данный МУП на фоне других предприятий выглядит неплохо. В течение трёх лет растут доходы по основным видам деятельности и чистая прибыль. Выросли показатели собственного капитала и валюта баланса. Всё это, по мнению КСП, свидетельствует о росте деловой активности МУПа.
Однако обращает на себя внимание, что средства предприятия формировались лишь за счёт заёмных средств.
5. Муниципальное предприятие города Ростова-на-Дону по строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах (МП «Ростовводстройэксплуатация»);
В течение проверяемого периода формирование чистой прибыли происходило в основном за счёт субсидий на обеспечение безопасности на гидротехнических сооружениях и противопаводковых мероприятиях.
Кроме того, было отмечено отсутствие вложений в развитие производственно-технической базы.
6. Муниципальное унитарное предприятие специализированных коммунальных услуг города Ростова-на-Дону (МУП СКУ). Это предприятие осуществляет похоронные услуги;
Данный МУП назван финансово устойчивым. Если в 2014 году был зафиксирован убыток 2,44 млн рублей, то в 2015 году получено 1 млн 869 тысяч рублей чистой прибыли. Однако в бюджет из прибыли МУПа не поступило ни копейки, отмечается в докладе.
И вообще с трудом верится, что кладбищенский бизнес, считающийся едва ли не самым рентабельным, дал так мало прибыли.
7. Муниципальное унитарное предприятие жилищно-эксплуатационного управления № 5 Пролетарского района Ростова-на-Дону (МУП «ЖЭУ-5»);
«ЖЭУ-5» — единственная в Ростове муниципальная управляющая компания. Решение о её приватизации принималось ещё в 2008 году. Но воз и ныне там. По результатам проверки за 2015 год аудиторы КСП отметили снижение финансовой устойчивости предприятия.
8. Муниципальное унитарное предприятие города Ростова-на-Дону «Городской центр кадастра и геодезии» (МУП «ГЦКиГ»).
Предприятие финансово неустойчиво, неплатёжеспособно, убыточно и, как следствие, нерентабельно. За два года более чем два раза упала выручка — с 20,1 млн рублей до 9,75 млн рублей. Убытки составили 3,3 млн рублей.
В КСП, учитывая показатели последних трёх лет, сделали вывод о нецелесообразности деятельности предприятия. Так же, как ЖЭУ-5, Городской центр кадастра и геодезии был включён в прогнозный план приватизации 2006 года, однако по прошествии 10 лет он так и остался МУПом.
Общий вывод аудиторов прозвучал как приговор: одной из причин кризисного финансового состояния МУПов является «некачественное управление со стороны отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ростова-на-Дону (начиная с планирования значений показателей эффективности) унитарных предприятий.
В свою очередь, депутаты обратили внимание, что в устав некоторых предприятий внесены виды деятельности, которые не связаны с их основной деятельностью. Кроме того, выяснилось, что МСУП РСиЭИС, отвечающее за ливневую канализацию и подземные переходы в донской столице, участвует в тендерах в других регионах.
В этом ряду логичен вопрос депутата Валерия Левченко к директору МУПа Борису Прядухину:
— Разве в городе все хорошо с гидротехническими сооружениями, если вы занимаетесь другими работами?
Внятно ответить на вопросы депутатов ни Прядухин, ни другие руководители МУПов не смогли. А депутаты сошлись во мнении, что следует проверить все муниципальные предприятия города — их 23. Помимо повышения экономической эффективности, комиссия посчитала важным проанализировать уставы предприятий и привести их в соответствие с требованиями, установленными федеральным законодательством.
Но это ещё не всё. Как стало известно donnews.ru, в следственные органы направлены результаты проверки по МСУП РСиЭИС. В частности, там говорится, что руководство предприятия не согласовало с департаментом имущественно-земельных отношений продажу пяти единиц техники и её стоимость.
Транспортные средства, приобретённые в результате финансовой аренды, не были признаны предприятием в качестве основных средств, а приняты к учёту как материальные запасы.
Так что, вероятно, стоит ожидать и уголовных дел.
Поделиться: