Законопроект, призванный поставить точку в вопросе, является ли нарушением закона печать условий договора мелким шрифтом, внесён на рассмотрение в Госдуму.
Об этом сообщает департамент потребительского рынка Ростовской области.
Как отметили в департаменте, законопроект особенно актуален для договоров, связанных с банковским обслуживанием. Зачастую именно в них условия, на которые потребителю следует обратить особое внимание, набираются мелким, практически нечитаемым шрифтом.
Так, во время проверки, проведённой департаментом в марте 2013 года, выяснилось, что зачастую банки вносят в кредитные договоры условия, предполагающие дополнительные расходы заёмщика, например о комиссии за ведение ссудного счёта, о страховании жизни, здоровья или залогового имущества, о комиссии за кассовое обслуживание.
Мелкий шрифт затрудняет восприятие, заставляет напрягать глаза и побуждает потребителя пропускать эти условия договора, что в итоге может обернуться для него неприятными последствиями.
Также в договорах были замечены пункты, предусматривающие передачу права требовать возвращения денежных средств третьим лицам, причём без согласия клиента. То есть заёмщик, просрочивший платёж, может в один прекрасный день увидеть у себя на пороге недружелюбных коллекторов.
Клиенты банков, не обратившие внимания на условия договора, написанные мелким шрифтом, потом бывают, мягко говоря, неприятно удивлены. Теперь же мелкий шрифт будет объявлен вне закона.
По сообщению департамента, суды и сейчас соглашаются с тем, что мелкий шрифт в договорах является нарушением прав потребителей. Тем не менее, когда возникает неприятная ситуация и должник использует данный довод при защите, суды встают на сторону банков, отмечая при этом, что факт ознакомления со всеми условиями договора подтверждается подписью должника в договоре.
— Департамент потребительского рынка Ростовской области как орган исполнительной власти полностью поддержал законодательную инициативу, — сообщила donnews.ru начальник отдела координации сферы услуг Татьяна Русанова. — При проверке банковских договоров в регионе такое нарушение встречалось очень часто. И судебная практика решения спорных вопросов очень неоднозначна. Принятие законопроекта внесёт ясность в этот вопрос. Принято считать, что такая ситуация складывается только в банковской сфере, но это не так. Подобные договоры встречаются во всех сферах — от риэлторских услуг до услуг по установке окон.
Предполагается, что меры, предусмотренные законопроектом, позволят обеспечить соблюдение прав потребителей при минимальных потерях предпринимателей. Кроме того, принятие законопроекта снизит риск введения потребителей в заблуждение при заключении ими договоров, в том числе в банковской сфере.
Поделиться: