10,29₽
75,47₽
69,49₽

Минобразования Ростовской области сочло выполнение «прямого поручения» президента нецелесообразным

Опорные школы РАН пока останутся муниципальными

Фото kotforum.ru
Фото kotforum.ru

Власти Ростовской области решили не передавать из муниципальной в региональную собственность региональные школы, которые Российская академия наук решила сделать для себя опорными. Это следует из доклада главы министерства Ларисы Балиной, опубликованного на сайте правительства Ростовской области.

История началась в конце 2018 года с обращения главы РАН Александра Сергеева на имя президента Владимира Путина. Академик предложил главе государства создать в России сеть опорных школ Российской академии наук. Суть проекта в том, чтобы перевести некоторые средние учебные заведения в новый статус, передать их из муниципальной в региональную собственность и начать искать среди их учеников детей со способностями к науке и готовить их к поступлению в конкретные вузы. В итоге 28 декабря 2018 года Путин дал «прямое поручение» главам регионов «провести необходимые мероприятия по передаче учредительства школ на региональный уровень».

В Ростовской области под реализацию проекта РАН выбрала себе четыре школы: лицей №27 имени Суворова, гимназию №45 и школу №60 в Ростове, а также лицей №4 в Таганроге. Власти региона со списком согласились и утвердили его. Однако принимать эти учебные заведения в областную собственность они не захотели.

«Во исполнение протокола Минпросвещения России от 11.04.2019 № ТС-21/04пр минобразованием Ростовской области подтверждён список школ, отобранных РАН для реализации проекта, а также изложена позиция Ростовской области о том, что передача учредительства данных общеобразовательных организаций с муниципального на региональный уровень не планируется», — говорится в докладе.

Указанный протокол, говорят в министерстве образования Ростовской области, предусмотрел для регионов «возможность индивидуального подхода в вопросе передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления и учредительства образовательных организаций {опорных школ РАН} с муниципального на региональный уровень». Чем и решили воспользоваться в Ростовской области.

Как указывается в докладе Ларисы Балиной, такую позицию её министерство заняло по двум причинам. Во-первых, передача отобранных РАН школ в областную собственность якобы приведёт к ограничению прав учеников, уже там учащихся, а также тех, которые имеют право на поступление в эти школы на том основании, что они рядом с ними живут. Во-вторых, выделение четырёх школ из общей системы среднего школьного образования якобы «приведёт к дополнительным нагрузкам на оставшиеся школы, что усугубит и без того достаточно сложную ситуацию с обучением во вторую смену в Ростове и Таганроге».

«Таким образом, поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина проработано минобразованием Ростовской области совместно с органами местного самоуправления в сфере образования Ростова и принято решение о нецелесообразности такой передачи», — заявляет Балина в своём докладе.

О том, зачем вообще нужен переход опорных школ на региональных уровень в своё время журналистам «Известий» объяснял замначальника управления по взаимодействию с госорганами и научным сообществом РАН Александр Соломатин.

«Во-первых, региональная школа сможет демонстрировать свой уровень образования и делиться опытом со всеми муниципалитетами, включая села и маленькие города, — пояснял он. — Во-вторых, региональная школа имеет возможность расширять свои ресурсы и зачислять ребенка из любого города. Муниципальная так сделать не может».

Ещё одна из привилегий региональной школы — создание интернатов, писали «Известия». Там смогут получать более высокий уровень образования не только местные дети, но и приезжие из небольших городов.

При этом Соломатин упоминал, что некоторым регионам и муниципалитетам идея передачи не понравилась. Доводы звучали примерно те же, что и в Ростовской области. Якобы в опорную школу нельзя будет устроить обычных детей с микроучастка учебного заведения. Однако в РАН напомнили, что согласно закону об образовании, в первый класс сможет поступить любой ребенок. И никто нарушать этот принцип не собирается.

«Возможно, при поступлении в пятый и десятый классы будут проходить некие дополнительные собеседования, — пояснял Александр Соломатин «Известиям». — Но эти собеседования призваны лишь определить склонности ребёнка к определенным наукам или деятельности, а не исключить его. Процедуру отбора придётся провести лишь в том случае, если заявлений будет больше, чем максимальное количество детей в классе».

Добавим, что министерство образование Ростовской области в остальном вполне активно готовится к началу работы опорных школ. Проекты изменений в учебные планы уже отправлены на рассмотрение педагогических коллективов отобранных школ. Подготовлены и проекты новой редакции программ развития этих учебных заведений. Утвердить все изменения планируется до начала 2019-2020 учебного года.

#