Но только завод начал пусконаладочные работы, как у миллеровцев, проживающих от улицы Тимирязева в сторону Донецкого сельхозтехникума, в районе маслозаводского поселка, в хуторе Туроверово, появились недомогания: тошнота, постоянный сладкий привкус во рту, резь в глазах, удушья из-за вони в воздухе. Рыба и лягушки в реке Глубокая начали дохнуть в больших количествах. Подозрения во вредных выбросах сразу пали на новое предприятие.
Пробы «Водоканала» показали, что содержание цинка в реке в 160 раз превышает норму, взвешенных веществ, нитратов, нефтепродуктов - превышение от 5 до 50 раз.
Технический директор завода Андрей Кукаркин от загрязнений открещивался: вредные выбросы произошли из-за неполадок коллектора. И вообще цинк в переработке кукурузы никак не задействован.
Это происходило еще зимой, и только весной, когда жители обратились на телевидение, генеральный директор ООО «Амилко» Евгений Гладышев опубликовал своё обращение в газете. В нём он подчеркнул, что компания восстановила заброшенное предприятие (раньше это был молокозавод) и предоставила рабочие места более 300 человек. В загрязнении директор обвинил «Водоканал», а СМИ — в нагнетании паники.
В Миллерово была создана специальная межведомственная комиссия, чтоб разобраться в ситуации. По результатам мартовских анализов проб ливневых вод на предприятии опасных для жизни и здоровья человека веществ в выбросах обнаружено не было.
В апреле Прокуратура Миллеровского района провела уже другую проверку — на соблюдение природоохранного законодательства в ООО «Амилко». Оказалось, что завод производит и реализует сельхозпродукцию, несмотря на отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. Кроме того, результаты анализов проб сточной воды на предприятии после локальных очистных сооружений показал превышение нормативов загрязняющих веществ в сточных водах и другие нарушения.
В конце мая Миллеровский районный суд не стал по иску прокуратуры останавливать работу крахмало-паточного завода. Ведь уже в ходе разбирательства «Амилко» установил локальные очистные сооружения на ливневую канализацию, разработал лимиты водопотребления, организовал учет отходов. Виновным в загрязнении Глубокой был признан «Водоканал».
Анализы, проведенные ФГУ «ЦЛАТИ по Ростовской области» подтвердили, что веществ, опасных для жизни и здоровья человека, в выбросах предприятия в воздух не обнаружено. После этого дирекция «Амилко» провела еще несколько своих экспертиз и распространила их результаты в СМИ. Людей приглашали на завод на экскурсии. Но репутация уже была испорчена. Под давлением общественного мнения завод законсервировал трубу, по которой ливневые стоки попадали в балку в районе улицы Фестивальная.
Сейчас завод продолжает работать в тестовом режиме. Последнее, что предприняли местные жители — написали обращение губернатору Василию Голубеву, за подписью более 200 человек. Во время своей рабочей поездки в начале июля губернатор посетил завод и пообещал разобраться с проблемой.
А пока жители Миллерово разделились на сторонников и противников «Амилко». Но не так важно, кто именно виноват — завод или «Водоканал». Факт, что река «умерла». От поселка ДСХТ до хутора Банниково-Александровка вода стала белого цвета и покрылась плёнкой, воняет далеко вокруг, река сильно обмелела, совсем пропала живность... Жители хутора привыкли поливать огород из речки, питьевую воду брать из колодцев, вырытых до грунтовых вод, а уровень воды в колодце соответствует уровню воды в реке...
Поделиться: