12,55₽
98,30₽
91,00₽

Молодёжи вместо водки и наркотиков предлагают летать

Однако на самолёты ставят моторы от бензопил

Первый на юге России Всероссийский форум малой авиации начался на аэродроме у станицы Ольгинской Аксайского района (Ростовская область). Сегодня пилоты из Ростовской области, Астрахани, Челябинска, Армавира совершили первые полёты. Зрители увидели в воздухе лёгкие отечественные СП, украинский «Бекас», итальянские Р-2002 Sierra и P-2006T, американский Piper Sport. Возможно, форум даст толчок возрождению малой авиации в Ростовской области.

Организатор форума, директор аэроклуба «Доступное небо» Марк Шульман убеждён в том, что летать хотят очень многие, как подростки, так и люди преклонного возраста, надо только предоставить им эту возможность. Главный довод противников развития малой авиации — усложнение работы систем ПВО из-за растущего количества полётов. Однако заместителя командующего армией ВВС и ПВО по авиации Александра Коляко это обстоятельство не пугает.

— Когда пилоты аэроклубов летают по правилам, они проблем не создают. Гораздо хуже, когда человек покупает себе самолёт и начинает на нём летать без всяких правил. Ещё страшнее, когда наши Кулибины делают самолёты сами, ставя на него мотоциклетный двигатель или мотор от бензопилы «Дружба». — Александр Колядко убеждён, что и самодеятельное конструирование летательных аппаратов, и несанкционированные полёты идут от растущей тяги молодёжи к малой авиации.

— Малая авиация — прекрасная возможность отвлечь молодёжь от алкоголя и наркотиков, потому что авиация затягивает сильнее, чем любой наркотик, — убеждённо заявил генерал-лейтенант, с восхищением и некоторой завистью наблюдавший за полётом мощного и элегантного Piper Sport (см. видео Piper Sport).

Проблему вовлечения молодёжи в авиацию решает другой гость форума, заслуженный военный лётчик России, генерал-майор Виктор Фисун. Он возглавляет в Армавире школу юных авиаторов. По его словам, в школе обучаются более 200 молодых людей и девушек в возрасте от 14 до 18 лет.

— Конечно, нашу школу заканчивают не все. Кто-то ленится писать на занятиях конспекты и не учит материальную часть, кто-то пошел в школу за компанию с другом, такие отсеиваются, но те, кто её закончил, вряд ли уже пойдут по кривой дорожке, — убеждён Виктор Фисун. От беседы его отвлекает необходимость участия в подготовке полёта машины «Бекас» (см. видео «Бекас»).

Пилот аэроклуба «Доступное небо» Вячеслав Гришин показал гостям, что лётчики Ростовской области умеют пилотировать элегантные итальянские  Р-2002 Sierra нисколько не хуже гостей (см. видео «Полёт Гришина»). Он не пришёл, а вернулся в малую авиацию. В советское время летал на знаменитом Ан-2, потом социальные катаклизмы лишили его возможности подниматься в воздух, однако небо тянуло всегда.

— Сколько времени я пилот? С детства, с тех пор, как увидел самолёт. И не задавайте мне банальных вопросов типа «почему я летаю». Я тогда тоже отвечу вам банальщиной — потому что не могу не летать, — улыбался довольный своим полётом Вячеслав.

Современная лёгкая авиация не так дорога, как это думает большинство. Расход горючего у на 100 километров полёта у итальянских машин — около 17 литров бензина АИ-95 в час, у отечественных несколько меньше. Конечно, наши самолёты проигрывают пока иностранцам в дизайне, мощи и насыщенности современной аппаратурой, но и у наших есть преимущества. Посадочная скорость СП, например, гораздо ниже, что немаловажно для начинающих пилотов, а вес машины настолько незначителен, что три человека без всяких усилий перекатили двухместный самолёт на руках на глазах у всего аэродрома (см. видео. «Перекатывают СП»).

Казалось бы, развитие малой авиации как средство отвлечения молодёжи от губительных наклонностей давно уже должно было заинтересовать государство. Создали РОСТО, которое уже переименовали в привычное старшему поколению ДОСААФ, то есть добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Вот только содействию авиации оно никак не способствует. Многие высокопоставленные участники форума говорили вполголоса, что руководство ДОСААФ только декларирует эти цели, а занимается чем-то совсем другим. Причём за государственный, то есть за наш с вами счёт.

Однако если развитием малой авиации занялся бизнес, если число аэроклубов растёт, значит, это действительно перспективное направление, которого не хотят видеть на более высоком уровне. Правда, бизнес проблемы массового увлечения молодёжи авиацией не решит - обучение в частном аэроклубе стоит слишком дорого дорого для мальчишек и девчонок с улицы. Значит, остаются наркотики и алкоголь.

#