Заместитель главы департамента торговли и услуг Москвы Андрей Марсий предложил узаконить в России повторное использование могил. Своё предложение он высказал на международной конференции специалистов похоронного дела. По мнению чиновника, законодательное регулирование этой практики позволит «положить конец разрастанию кладбищ, бессмысленным тратам бюджетов городов и субъектов России на выкуп для них земель и капитальное строительство».
Щекотливую тему чиновник поднимает не впервые. Так, ещё летом текущего года в интервью «Российской газете» Андрей Марсий отметил, что подобный опыт давно существует во многих европейских странах: «По санитарным нормам, в существующую могилу у нас даже родственников нельзя подзахоронить в течение 20 лет после предыдущего захоронения. В Испании, например, можно через три года. Старый гроб там утилизируют, останки хоронят тут же, рядом с новым гробом. И в Вене так же поступают. Поэтому последнее новое кладбище там построено 50 лет назад».
В настоящее время в России действует принятый ещё в 1996 году федеральный закон «О погребении и похоронном деле», который давно устарел и не учитывает современных реалий, в том числе проблему разрастания городских кладбищ. О повторном захоронении в нём нет ни слова.
Впрочем, попытки заполнить пробелы в похоронном законодательстве всё же были. Так, в 2012 году тогдашний президент России Дмитрий Медведев совместно с Федеральной антимонопольной службой разработал проект поправок к закону. Проект предполагал возможность повторного использования могил «при отсутствии родственников или иных лиц, осуществляющих уход за местом захоронения, — не ранее 25 лет со дня погребения; в случае письменного согласия родственников (законного представителя) умершего — не ранее 20 лет со дня погребения». Также каждые пять лет на кладбищах должны были проводить инвентаризацию, искать брошенные могилы и устанавливать на них таблички с просьбой к родственникам обратиться в администрацию. Если в течение трёх лет родственники усопшего не дают о себе знать, могилу можно было бы использовать повторно. Однако по неизвестным причинам проект так и остался проектом.
Впрочем, помимо федерального закона, существуют и региональные, а также постановления городских администраций.
Ныне действующее «Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Ростове» не содержит никаких упоминаний о возможности повторного захоронения и не указывает «срока годности» для могил.
«Надмогильные сооружения, памятники, стелы, обелиски, ограды являются собственностью лиц, на которых оформлено место захоронения. Срок нахождения таких объектов на местах захоронений не ограничивается, за исключением случаев признания объекта в установленном порядке ветхим, представляющим угрозу здоровью людей, сохранности соседних объектов или признания объекта в установленном порядке бесхозяйным», — вот и всё, что говорится о сроках в документе.
Правда, документ допускает возможность захоронения в одну могилу: «Захоронение супруга или близкого родственника в одну и ту же могилу разрешается по прошествии 15 лет с момента предыдущего захоронения». Близкими родственниками признаются: дети, родители, усыновлённые, усыновители, родные братья и родные сёстры, внуки, дедушка, бабушка.
Между тем многие могилы давным-давно заброшены, а кладбища продолжают разрастаться.
— В Ростове очень много заброшенных могил, особенно на Братском кладбище, — рассказал donnews.ru директор компании по изготовлению и установке надгробных памятников Леонид Усачёв. — Некоторые из них уже сровнялись с землёй — кроме ограды ничего не осталось.
При этом Усачёв предложение московского чиновника не поддерживает:
— Я против повторного использования могил, потому что это кощунство. Очень много людей просто не имеют возможности ухаживать за могилами — это инвалиды, очень пожилые люди, люди, которые переехали жить в другие города. Что же будет, если они однажды придут, а на месте захоронения своего родственника увидят чужую могилу? Если и принимать эту идею, то следует установить сроки, когда могилу нельзя трогать, — не меньше 50 лет. Это солидный срок, и он вполне вписывается в этические рамки.
Но практика показывает, что порой и пятидесяти лет бывает недостаточно. Высказывая своё предложение, Андрей Марсий сообщил: «Сегодня у меня был приём населения. Приходят люди с удостоверениями на захоронения, выданные в 1950 году, и мы не можем найти могилу. Удостоверение есть, захоронение было, а могилы нет. К сожалению, это жизненная реальность».
Идея повторного захоронения возникла не в России и не сегодня. Например, во Франции, Испании и Австралии повторное использование могил разрешено законом. В СССР тоже был установлен срок, через который могилу можно было использовать повторно. В разные годы он составлял от 15 до 30 лет.
Реальность, к сожалению, такова, что люди продолжают умирать, а для их захоронения требуются всё новые места.
— Решить эту проблему можно при помощи кремации, — говорит Леонид Усачёв. — Однако в Ростове мало кто прибегает к кремации — городской крематорий простаивает. Предание огню не в христианской традиции. В Европе и Америке кремация очень распространена. Последние годы к ней всё чаще прибегают в Москве и Петербурге.
Многие считают, что процедура кремации более эстетична, другие же отдают ей предпочтение из экономии: похороны, да чтобы «всё как у людей», — дело всё-таки недешёвое.
Предложение, которое высказал Андрей Марсий, пока так и остаётся лишь предложением. Никаких конкретных мер, которые следует предпринять в ближайшее время, чиновник не назвал. Дойдёт ли эта идея до законодателей и возьмутся ли они за её реализацию, пока неизвестно: уж больно тема деликатная.
Поделиться: