Прокуратура Ростовской области вышла с предложением к Государственной Думе изменить уголовный кодекс. Речь идёт о защите детей, против которых совершаются преступления на сексуальной почве. Предлагается ужесточить наказания за сокрытие таких преступлений или за способствование им.
Обсуждение проблемы шло в рамках совещания, на котором присутствовали представители областного следственного управления, правительства Ростовской области, милиции и общественных организаций. Тон задал исполняющий обязанности прокурора Ростовской области Дмитрий Демешин.
— В области наблюдается рост преступлений против половой неприкосновенности детей. В 2011 году таких преступлений совершено на 30% больше, чем в 2010. Серьёзным симптомом болезни значительной части общества является равнодушие людей к этим процессам, — без обиняков заявил представитель прокуратуры. Он признался, что накануне совещания представители прокуратуры обсудили проблему с сотрудниками МВД. И пришли к печальному выводу. Все выявленные преступления носят заявительный характер, то есть, о них сообщает кто-либо из близких этих детей или сами дети. Нет ни одного преступления, раскрытого на основании оперативных данных, полученных сотрудниками силовых структур.
— Масса таких преступлений совершается внутри семей и остаётся невыявленной. Совершившие их подонки остаются безнаказанными. Подвергшиеся насилию дети, видя это, не могут стать здоровыми членами нашего общества, — констатировал заместитель областного прокурора. Он призвал следователей как можно шире применять в качестве меры пресечения заключение под стражу.
В ходе совещания приводилось множество примеров, как такие преступления пытались скрыть, и не только сотрудники правоохранительных органов, а также родители подвергшихся насилию детей. Уполномоченная по правам ребёнка в Ростовской области Ирина Черкасова привела дикий случай, произошедший совсем недавно в Железнодорожном районе Ростова.
— Вчера на приём ко мне пришла бабушка. От внука она узнала о том, что мальчик подвергается сексуальному насилию со стороны отца. Бабушка молодец, просто набрала 02, немедленно выехала бригада и «папу» задержали. Спрашиваю, если так, то зачем вы ко мне пришли? А она и говорит: «Он очень богатый, боюсь, что может откупиться». Мама мальчика теперь категорически запрещает бабушке общаться с детьми (в семье есть второй ребёнок — прим. авт.). Из практики знаю, что она будет препятствовать и общению детей со следствием, — привела пример Ирина Черкасова и вспомнила ещё один случай, произошедший в одном из детдомов в Аксайском районе. Там в течение длительного времени старшие дети заставляли сожительствовать с собой младших. Директор детдома знала об этом, но всё скрывала.
— Ко мне обращаются следователи из далёких районов и говорят: «Мы не знаем, как нам маму изолировать от ребёнка, она мешает следствию». А был случай, когда девочка родила от своего опекуна. Опять встаёт вопрос об ответственности родителей, опекунов и должностных лиц в подобных случаях, — завершила своё выступление Ирина Черкасова.
Пример необъяснимого равнодушия некоторых следователей к сексуальным преступлениям против детей привёл заместитель руководителя следственного комитета Аслан Хуаде.
— Были случаи незаконных отказов в возбуждении уголовных дел по насилию над детьми в Зернограде и Морозовском районах. Уволен руководитель следственного отдела Морозовского района, в Зернограде назначена служебная проверка, — отчитался представитель следственного комитета.
Однако, по существующим ныне законам, в этом случае сотрудникам правоохранительных органов грозит максимум потеря работы. Мама изнасилованного отцом мальчика, мешающая следствию, вообще не попадает под статью уголовного кодекса. Директору детдома грозила ответственность максимум за халатность, но ей удалось уйти от серьёзного наказания.
Руководство областной прокуратуры считает, что в законе заметен очевидный правовой пробел, который надо закрыть. На это и направлены предложения по изменению закона. Суть предложений в следующем. Если родители, педагоги и другие ответственные лица совершили действия, способствующие совершению или сокрытию сексуальных преступлений против детей, они должны нести за это уголовную ответственность. И не в виде штрафа, а в виде реального срока. Такой закон позволил бы привлечь к ответственности и горе-матерей, заставляющих молчать своих изнасилованных отцами или отчимами детей, и директора детдома, покрывавшую насилия над малышами, и сотрудников правоохранительных органов, упорно не желающих возбуждать уголовные дела по очевидным фактам насилия над детьми.
В то же время надо отметить следующее обстоятельство. Создаётся впечатление, что некие силы пытаются всячески раздуть рассмотренную проблему. Но, по мнению известного психиатра Александра Бухановского , ни Ростовская область, ни Россия в целом не являются какой-то аномальной зоной особого роста сексуального насилия над детьми. То есть, этот рост наблюдается, но это происходит во всём мире, и наша область не выбивается за рамки этой тенденции. Увеличение же количества зафиксированных случаев сексуального насилия над детьми может быть следствием повышения внимания властей к проблеме, то есть, теперь уголовные дела по этой статье стали просто чаще возбуждать.
Поделиться: