13,00₽
100,22₽
94,15₽

На транспортной карте Ростовской агломерации нужно удалить «тёмные пятна»

министр транспорта Ростовской области

Андрей Иванов
Андрей Иванов

Министерство транспорта Ростовской области объявило о разработке новой комплексной схемы организации дорожного движения в Ростовской агломерации. Документ, стоимостью почти 40 млн рублей, должен определить развитие всего транспорта в радиусе 100 км от Ростова на срок до 2035 года. О том, что войдёт в эту схему, зачем она нужна региону и будет ли построен новый мост на Малиновского, donnews.ru побеседовал с министром транспорта Ростовской области Андреем Ивановым.

— Андрей Николаевич, вашим министерством объявлен тендер на разработку схемы движения транспорта в Ростовской агломерации. Для чего она нужна и какие задачи призвана решать?

— По большому счёту, транспортники одни из первых сталкиваются с агломерациями как таковыми. Мы наблюдаем ежедневную маятниковую миграцию: жители Аксая, Азова, Батайска приезжают в Ростов на работу, в учреждения здравоохранения и образования, посещают бизнес-структуры. То есть Ростов становится центром деловой и культурной жизни, объединяя вокруг себя порядка 20 муниципальных образований в радиусе 100 км. Эти взаимосвязь и взаимообмен постоянно растут. Мы понимаем, что развиваться несогласованно между собой они уже не могут.

Ведь когда мы говорим про агломерацию, в первую очередь, имеем ввиду всё-таки не тот условный радиус в 100 км, а время, в течение которого люди могут попасть в деловой центр. И одна из проблем в этом контексте — именно транспортная. Маятниковая миграция приводит к тому, что утром все стоят на въезде в Ростов, вечером — на выезде. Потребностью в синхронизации работы транспортной отрасли и обусловлено появление таких документов как комплексная схема организации дорожного движения и программа комплексного развития транспортной инфраструктуры.

Ключевое слово — комплексная. Приведу понятный пример: если вы начинаете дома ремонт и подходите к вопросу серьёзно, то первым делом беретесь за проект и планируете совокупную работу ремонтной бригады. Потому что в ином случае каждый специалист будет работать по своему направлению, без оглядки на других. Если не согласовать общие действия «на берегу», однозначно многое придётся переделывать.

В транспортной системе также есть множество несогласованных моментов. Действует железнодорожное сообщение, работает межмуниципальный и межрегиональный автотранспорт. В свою очередь, муниципальные образования самостоятельно проводят конкурсы на обслуживание местной маршрутной сети. При этом все эти элементы должны быть связаны между собой, несмотря на разный уровень принятия управленческих решений и разный уровень бюджетов.

Я уже не говорю про перспективные виды транспорта, которые на сегодняшний день просматриваются. Взять ту же тему метро. Губернатор {Ростовской области Василий Голубев — donnews.ru} ведь абсолютно прав, когда говорит, что подходить к его строительству, не синхронизировав все остальные виды транспорта это, что называется, ставить телегу впереди лошади. Надежда, что мы прокопаем Ростов с севера на юг или с запада на восток линиями метро и тем самым решим все транспортные проблемы города, абсолютно не оправдана. Отсюда и возникает необходимость стратегического документа, предусматривающего задачи вплоть до 2035 года.

В свое время нам говорили, что к вопросу развития транспортной системы нужен рыночный подход, что рынок всё сам отрегулирует. Но что произошло? В какой-то степени отрегулированы были только самые выгодные с коммерческой точки зрения маршруты. А огромное количество пассажиров осталось за бортом этой истории, потому что в «не интересные» районы транспорт не ходит. Речь, в том числе, и о Ростове. Поэтому наша задача - сбалансировать транспортную схему, удалить эти «тёмные пятна» на карте агломерации и одновременно обеспечить связность территорий. Кроме того, документ даст некую программу развития нашим транспортникам, которые по большей части являются коммерческими предприятиями. Иначе им будет трудно понять и спрогнозировать, куда мы движемся, и они не будут готовы делать долгосрочные инвестиции.

— Будут ли в этом документе прописаны конкретные транспортные проекты, которые планируется реализовать до 2035 года? И откуда сложилась цена разработки схемы в 40 млн рублей?

— Вряд ли возможно прописать конкретные проекты. Сейчас даже трудно представить, какие новые технологии появятся до 2035 года. Но существуют тренды, предусматривать которые можно и нужно. Основной — это приоритет общественного транспорта.

Еще один тренд — экологичность, развитие транспорта на газомоторном топливе или работающего на электроэнергии. И первые «ласточки» в виде автобусов на ГМТ и электробусов в Ростове уже появились. Это точно будет иметь тенденцию к развитию. Но нужна мотивация. Если, к примеру, посмотреть на опыт Европы, там для электротранспорта предусмотрены бесплатные парковочные места и многие другие преференции.

Что же касается стоимости схемы, то это вовсе не волюнтаризм. Она сформирована методом сопоставления рыночных цен. Мы направили запросы в адрес ведущих проектных транспортных институтов, в том числе – в московский филиал института «Стройпроект», научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, ДГТУ. Они представили нам свои коммерческие предложения в пределах 38-42 млн рублей. Отсюда и обоснование начальной цены контракта.

По сути, речь идёт о научно-исследовательской и опытно-конструкторской разработке. Это труд, который не может, условно говоря, родиться в стенах одного кабинета. Этим должен заниматься целый коллектив профессионалов: анализировать, строить научно обоснованные прогнозы, в том числе, на основе статистических данных – как уже накопленных, так и тех, которые только предстоит получить.

Всё это требуется соотнести с документами градостроительной деятельности. Ведь на самом деле это глобальная проблема, когда территории развиваются без учета вопросов транспорта. Сначала строим, а потом думаем, как обеспечить доступность. К сожалению, таких неудачных примеров предостаточно. Именно поэтому нам нужен документ, по которому мы будем жить и развивать наш транспортный комплекс до 2035 года.

— Судя по техзаданию к схеме, она предусматривает создание по всей Ростовской агломерации велосипедных дорожек. Это тоже тренд? Насколько реально убедить человека пересесть с автомобиля на велосипед?

— Это очень хороший тренд, который развивается крайне активно. Об этом говорит как рост количества специализированных веломагазинов, так и числа людей, которых мы встречаем на улице на велосипедах. Многие сегодня сознательно выбирают велосипед в качестве транспортного средства, а не только как хобби.

С другой стороны, я по Ростову пробовал насколько раз проехать на велосипеде. Это оказалось сложно, а порой и страшно. Мало того, возникает определённый конфликт. Если едешь по пешеходной дорожке, есть опасность столкнуться с пешеходом. Да и дорожка эта, зачастую, не предназначена для велоезды из-за бордюров и неподходящей ширины, а качество ее покрытия оставляет желать лучшего. Если же едешь по автодороге, рискуешь ещё сильнее. У нас в целом нет связной сети велосипедных дорожек и маршрутов.

Так что развивать агломерацию, ничего не предлагая для такого вида транспорта, нельзя. Тем более, по климатическим условиям мы находимся в гораздо более выгодном положении, чем, например, Санкт-Петербург. У нас на велосипеде можно ездить с марта по октябрь как минимум.

— Губернатор в последнее время несколько раз высказался за возрождение региональной авиации. Насколько это вообще реально и предпринимаются ли уже какие-то шаги на этот счёт? Какое место в этих планах отведено Платову?

— На этот вид транспорта есть безусловный спрос, потому что основная ценность сейчас — время. Учитывая масштабы Ростовской области, мы понимаем, что автомобильный транспорт не может решить всех проблем. Поэтому, с учётом появления в регионе такого хаба как Платов, вопрос развития малой авиации выходит на повестку дня.

Дело, безусловно, осложняется отсутствием авиатехники. Плюс сегодня к инфраструктуре аэропортов и транспортной безопасности предъявляются очень серьёзные требования. Всё это, конечно, решаемо. На федеральном уровне вопрос поставлен, определённые шаги в этом направлении предпринимаются профильными министерствами. Мы будем с ними идти рука об руку, потому что своими силами проблему не решим. Некоторые из региональных аэропортов мы уже обследовали и примерно понимаем, что именно потребуется для их возрождения. Задача всё обсчитать.

— Просчитывался ли спрос по направлениям? В реконструкции аэропорта Волгодонска и открытии авиасообщения с Ростовом, смысл, наверное, есть. Сальский аэродром в этом плане кажется значительно менее востребованным.

— Сейчас можно строить предположения лишь на основе личных ощущений, потому что такие исследования еще не проводились. И по большому счету это тоже - предмет транспортного планирования. Не совсем правильно делать аэропорт, если он не связан с иными видами транспорта.

— «Кольцо» вокруг Ростова. На какой стадии реализации сейчас этот проект? Какие участки построены, над какими уже идут работы и какие предстоит построить, чтобы замкнуть «кольцо»?

— Ведутся работы по строительству третьей очереди Северного обхода Ростова с выходом на трассу А-280. Поскольку мы понимаем, что осуществить примыкание двух дорог с высокой интенсивностью движения в одном уровне неправильно, мы предусматриваем строительство разноуровневой развязки на 9 км трассы А-280. Такой объект позволит, с одной стороны, обеспечить комфортный и безопасный проезд, с другой стороны, даст возможность продолжить транспортное кольцо вокруг Ростова, дав старт Западному обходу.

Третью очередь завершим в 2019 году. Но у нас задача синхронизировать эти работы с Федеральным дорожным агентством, которое будет строить развязку. Она появится, я думаю, в 2019-2020 годах. Мы эти процессы будем синхронизировать, в том числе, в части полноценного запуска третьей очереди Северного обхода. Всё это даст принципиально иные возможности, отводя из Ростова идущий в сторону Таганрога транспорт, а также улучшая транспортное сообщение Военведа и Каменки с другими территориями Ростова.

— Новый мост на Малиновского входит в проект будущего Западного обхода?

— Мост на Малиновского в планах есть. При формировании программы дорожной деятельности на 2019 год с городом этот вопрос будем отрабатывать.

— Андрей Николаевич, одна из задач правительства региона на среднесрочную перспективу — доведение к 2024 году количества дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 85%. Можете всё-таки объяснить, что это значит, как должны измениться дороги?

— Данный показатель относится к дорогам Ростовской агломерации, которые приводятся в порядок в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и к 2024 году должны на 85% соответствовать нормативным требованиям. По сути это требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Регламентируется ровность покрытия проезжей части, коэффициент сцепления покрытия, состояние обочин, разметки, разделительных полос.

То есть количество дорог, соответствующих нормативным требованиям, это и есть тот самый показатель, который позволяет говорить об эффективности расходования бюджетных средств.

К слову, с 2019 года средства, получаемые от штрафов за нарушения ПДД, будут работать на дорожный комплекс и расходоваться по целевому назначению. В дорожный фонд Ростовской области дополнительно поступит порядка 1 млрд рублей. И эти деньги будут вкладываться в инженерное обустройство наших дорог, что жизненно необходимо с точки зрения организации безопасности дорожного движения, снижения аварийности и соответствия нормативным требованиям.

#