Яндекс.Метрика

Непрерывное экологическое образование предложили ввести в школах Ростовской области

Donnews.ru узнал, как оно будет устроено и для кого

679

Экоурок в школе. Фото donnews.ru
Экоурок в школе. Фото donnews.ru

В российских учебных заведениях, в том числе и в Ростовской области, пока не сложилась устойчивая практика экологического образования. Школы по своему усмотрению могут проводить уроки экологии. Чаще всего для ознакомления с этой темой выделяют уроки по предмету «Окружающий мир» либо классный час. Эксперты уверены, что эпизодическое проведение таких занятий не может сформировать у детей целостное представление о том, как человек влияет на природу. Журналист donnews.ru узнал, как происходит экопросвещение в школах Ростовской области и есть ли у него будущее.

Как сейчас изучают экологию в школах?

Разговоры о введении в школах экологии как обязательного предмета идут давно. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании, а в 2019 году президент Владимир Путин поручил Минпросвещению России представить предложения по совершенствованию экологического образования. Но федеральный проект так и не появился. Сейчас только в 12 регионах действуют законы об экологическом образовании и просвещении, это, в частности, Дагестан и Башкортостан, Якутия, Приморский и Камчатский края.

Пока же большую роль в экообразовании школьников играют некоммерческие организации. В 2019 году в Ростовской области была создана общественная организация «Тут грязи нет», которая реализовала социальный общеобразовательный проект «Разделяй и умножай» для учеников младших классов и воспитанников детских садов. Его цель — прививать детям правильное и бережное отношение к окружающей среде. Руководитель организации Сергей Медников рассказал, что этот проект изначально появился как хобби.

— Мне как жителю Ростова захотелось сделать что-то актуальное, интересное и социальное для развития нашего региона. Волей случая я коснулся темы экологии и захотел развивать это направление. За два года мы провели экоуроки в десятках школ и детских садов Ростова и области, — говорит Медников.

Как проходят уроки?

Один из таких уроков прошёл в ростовской гимназии № 34 в марте во время школьных каникул. На нём удалось поприсутствовать корреспонденту donnews.ru. Экологическое образование школьников во многом зависит от заинтересованности отдельных учителей и руководителей образовательных учреждений. Сотрудники организации «Тут грязи нет» регулярно предлагают провести уроки экологической грамотности, однако и сами школы могут обратиться с запросом на проведение таких уроков.

Фото donnews.ru

В первой части занятия школьники вместе с лектором в формате диалога искали ответы на вопросы: что такое экология? что такое мусор? какие отходы можно сдать на переработку? И все вместе выясняли, действительно ли из пластиковых бутылок можно изготовить одежду и чем можно заменить полиэтиленовые пакеты. Дети сами постоянно тянули руки и наперебой делились своими знаниями. Один мальчик рассказал, что у него в семье есть сумка, которую они используют уже два года. У другого дома уже давно сортируют мусор.

Во второй части урока детям предложили сыграть в настольную игру «Сортировка отходов», а в конце занятия их ждал сюрприз — объявление об участии в конкурсе по сбору макулатуры и пластиковых крышек. Как рассказала лектор Кристина, таким образом дети смогут закрепить полученные знания. Конечно, всех учеников интересовало, какие призы они получат, но это осталось тайной.

Экологическое образование в школах

24 февраля в Новочеркасске в Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М. И. Платова прошло заседание круглого стола на тему «Воспитание экологической культуры граждан», организованное Законодательным собранием Ростовской области. Инициатором проведения стал депутат Государственной думы Виктор Водолацкий, поскольку он понимает актуальность этой темы для Ростовской области. В результате обсуждения представители власти, депутаты и эксперты сошлись во мнении о необходимости создания проекта закона о непрерывном экологическом образовании в регионе. Как рассказал Сергей Медников, планируется, что закон коснётся всех возрастных категорий, в частности воспитанников детских садов и школьников.

Виктор Водолацкий и Сергей Медников (в центре)

Какие темы хотят включить в образовательный процесс для учеников младших классов? Одна из основных проблем — это отходы, поэтому большую часть уроков планируется посвятить утилизации промышленного и бытового мусора, сортировке отходов и сокращению потребления. Но помимо этой темы детям будут рассказывать о необходимости заботы об окружающей среде и формировании экологических привычек современного человека. Для старшеклассников планируют сделать акцент на нормативную базу, например рассказывать об ответственности за свалки, о штрафах.

Сергей Медников уверен, что актуальность экологических проблем и понимание необходимости системного их решения позволит реализовать этот проект. По его словам, в последнее время фокус внимания сместился в сторону экологии, причём не только у частных лиц, но и у представителей системы образования, и у организаций.

— Я очень рад, что меня поддержала власть. Виктор Петрович Водолацкий оказывает колоссальную поддержку со своей стороны, за что я ему крайне благодарен. Именно с его инициативы эта тема начала развиваться активнее, — подчеркнул собеседник.

Медников считает, что детям нужно как можно больше рассказывать об ответственном отношении к природе и формировать у них культуру обращения с отходами. И этим должна заниматься не только отдельно взятая школа, но и региональные операторы совместно с региональными властями.

— Те знания, которые мы доносим деткам, должны быть практическими, и внедрять их в жизнь своей семьи они смогут только понимая, что происходит вокруг них. Уже сейчас многие детки во время уроков говорят, что они разделяют отходы дома и сдают вторсырье раздельно, но до сих пор нет понятной и удобной инфраструктуры, доступной для всех, поэтому процесс идёт очень медленно. И к сожалению, это факт, — говорит Медников.

И чтобы это всё развивалось, необходимо развивать всю инфраструктуру, связанную с отходами. Да, Европе потребовалось несколько десятилетий, чтобы привить культуру обращения с отходами, но, по мнению эксперта, поступательными шагами и в Ростовской области можно достичь таких результатов.

Наталья Подольская