Обязательная и добровольная сертификация услуг в России

Особенности и отличия обязательной и добровольной сертификации услуг в России. Основные преимущества добровольной оценки качества. Порядок оформления и список требуемой документации. Бесплатные консультации

В правовом поле Российской Федерации нет таких услуг, которые подлежали бы обязательной оценке соответствия в форме декларирования или сертификации. Это не означает, что государство не контролирует эту область. Напротив, многие из видов работ/услуг требуют обязательного государственного контроля, но в других формах.

Так, например, согласно Федеральному Закону «О лицензировании», для осуществления деятельности, связанной с медициной, производством и торговлей алкогольными напитками, пассажирскими перевозками и т.п. необходимо наличие лицензии.

Другим компаниям, например, Интернет-провайдерам, мобильным операторам необходимо оформлять обязательные допуски от Минсвязи; сертификационные органы проходят аккредитацию и получают аттестат для законного ведения деятельности.

Однако для большинства услуг все-таки не требуется получение обязательных разрешений. Оформить сертификат качества можно в добровольном порядке в любой из официально зарегистрированных в России систем добровольной сертификации (СДС).

Наиболее популярные сертификационные системы и стандарты

На данный момент в России зарегистрировано более ста сертификационных систем. Право выбора СДС, в которой будет проводиться оценка соответствия, предоставляется заявителю. Проверочные мероприятия реализуются в рамках действующих профильных ГОСТов или технических условий предприятия. Выбор стандарта для проведения оценки зависит от направления деятельности фирмы.

Так, например, сертификат соответствия на услуги различных направлений оформляется по:

  • ГОСТ Р 50690-2017 - сфера туризма;
  • гостиничный бизнес - ГОСТ Р 56780-2015;
  • образовательные курсы ГОСТ Р ИСО 29990-2012 и т.д.

Заявитель не ограничивается в праве оформления нескольких сертификатов. В некоторых случаях допускается оформление одного документа для различных объектов оценки. В частности, речь идет о сертификации нескольких модулей систем менеджмента качества. Так, например, можно получить один сертификат на интегрированную систему менеджмента по стандартам ISO 9001, 18001, 14001 и т.д.

Зачем получать сертификат, если это необязательно?

Добровольная сертификация услуг является как основной целью и повышением конкурентоспособности компании на рынке. Это достигается за счет ряда преимуществ, которые дает наличие сертификата. К основным из них можно отнести:

  • рост доверия потенциальных клиентов и деловых партнеров к качеству сервиса;
  • расширение клиентской базы;
  • упрощение процедуры вступления в СРО (при необходимости);
  • лояльность контролирующих органов, сокращение вероятности проведения внеплановых проверок;
  • укрепление деловой репутации;
  • повышение шансов на победу в различных коммерческих и государственных конкурсных процедурах;
  • выход на новые рынки;
  • рост капитализации бизнеса и улучшение инвестиционного климата;
  • формирование положительного имиджа и пр.

Также каждая компания может выделить самостоятельно и другие выгоды от независимой оценки качества оказываемых услуг.

Как проходит сертификационная проверка?

Предприниматели, которые инициируют добровольную проверку работы и оформление сертификата, обращаются в специализированную компанию с заявлением и комплектом регистрационной, технической и внутренней документации. Специалистами проводится:

  • документальный анализ представленных сведений, разработка корректировок при необходимости, внесение которых позволит обеспечить соблюдение требований и рекомендаций профильных ГОСТов;
  • разработка дополнительной документации в целях обеспечения соответствия необходимым стандартам;
  • аудит персонала, его квалификации и навыков, организация и проведение обучения сотрудников работы по заданным требованиям;
  • оценка условий оказания услуг, анализ используемых материалов, сырья, применяемого оборудования, соблюдения принятых технологий, техники безопасности;
  • обработка жалоб и претензий в области качества со стороны потребителей.

Перечень объектов может быть дополнен или детализирован в зависимости от типа и особенностей выполняемых работ.

Перечень требуемой документации для каждого отдельного случая составляется индивидуальный. В стандартный набор кроме регистрационных свидетельств и учредительных документов компании, входит штатное расписание, дипломы, корочки о квалификации сотрудников, разрешения на оборудование, расходные материалы и т.п., документация на объекты недвижимости, иное.

Благодаря независимой оценке, подтверждается качество и безопасность предоставляемого сервиса, совершенствуется используемая система управления, оценивается профессионализм и квалификация сотрудников.