На днях в Ростове в общественном собрании говорили о выборах и обсуждали формы общественного мониторинга. Организаторами мероприятия выступили мало кому известный общественный совет «Честный выбор» и «раскрученная» Общественная палата РФ.
Для «откровенного и заинтересованного диалога», как было объявлено, пригласили лидеров региональных отделений партий, участвующих в выборах. Но диалога не получилось. Откровения, конечно, были, но вот заинтересованность так и не появилась.
После краткого, почти получасового, вступительного слова членов президиума региональным партийцам предложили рассказать о наболевшем.
Первыми слово взяли коммунисты.
— Несколько дней назад сотрудники полиции задержали машину, которая перевозила наши агитационные материалы. О причине задержания сказали сразу: машина похожа на ту, которая находится в розыске. Потом машину досмотрели. После чего лейтенант полиции написал, что в машине «была обнаружена типография КПРФ в большом количестве». Причём когда мы собрались перегрузить тираж в другую машину, нам это сделать не позволили, хотя на груз были все документы, — сообщил представитель донского отделения КПРФ Игорь Нестеренко.
— А вы не планировали агитационные материалы распространять до наступления официальной агитации? — на полном серьёзе спросил председательствующий на форуме политолог Дмитрий Орлов (интересно, какого ответа он ждал?!?).
Нестеренко от такого вопроса даже опешил: «Конечно, не планировали!»
От коммунистов микрофон перешёл к председателю областного Заксобрания Виктору Дерябкину. Краткий спич лидера донских единороссов получился, как всегда, ёмким и очень содержательным.
— Сейчас, за месяц до выборов, люди говорят: зачем ходить на выборы, результаты голосования и так известны. Я категорически против таких высказываний! Ничего нам не известно! Только жители наши и избиратели должны определить свои симпатии к той или иной партии, — сказал как отрезал Виктор Ефимович.
За единороссом наступила очередь справедливоросса Сергея Косинова. Он начал с места в карьер.
— К нам поступили письма из Советского сельского района, где говорится, что на одном из собраний работников культуры и образования глава района господин Милованов при большом стечении народа призывал голосовать за «Единую Россию». И если сегодня, говорит, не проголосуют за партию, то в районе ничего не будет. Но там ведь и так ничего нет, один долгострой со школой чего стоит, — под смешки из зала заключил Косинов.
— А есть ли видеозапись этого собрания, фамилии людей, написавших письма, имеются? — поинтересовался Орлов.
— А разве показаний очевидцев недостаточно? И, кроме того, вы хотите, чтобы всех этих людей поувольняли? — удивился Косинов.
— И всё-таки конкретных фактов мы так и не услышали, — резюмировал Орлов, дав понять, что время выступления представителя «СР» закончено, и приготовился слушать представителя ЛДПР
Валентин Свиридов поведал историю про баннеры с изображением вождя партии.
Как выяснилось, в октябре либерал-демократы оплатили установку рекламных щитов в Таганроге и Ростове. Прошло несколько дней, и муниципальное учреждение «Альтернатива» потребовало от рекламодателей освободить место, как было объяснено, «под социальную рекламу».
— Однако каково было наше удивление, когда уже на следующий день на этих местах появилась «социальная реклама» в виде губернатора области Голубева! Только личное вмешательство Владимира Жириновского помогло решить вопрос. Но две недели были потеряны. Сегодня мне сообщили, что те конструкции, которые был арендованы на ноябрь, либо снимают, либо завешивают. Это, по-вашему, можно назвать честной предвыборной борьбой? — обратился к Орлову Свиридов.
В качестве ответа на вопрос Орлов как бы между прочим рассказал историю 3-летней давности про Жириновского, который требовал пропустить агитационные материалы в Рязанскую область.
— Так что не надо нам тут рассказывать про административный ресурс, — парировал Орлов.
— Я чего-то не пойму, а зачем нас здесь собрали? Чтобы послушать, как защищают партию власти? — бросил в ответ Свиридов.
— Какую-то вы прямо катастрофическую картину нам рисуете. У каждого свой взгляд, — пространно заметил Орлов и громко обратился к сидящим в зале.— Кто ещё желает выступить?
Со стула робко поднялся мужчина. Заметив его, Орлов, словно удивившись, не без иронии в голосе произнёс: «А вот и человек в зелёном шарфике, давайте его послушаем».
— «Яблоко». Мусиенко Александр Анатольевич, зампредседателя регионального отделения, кандидат в депутаты, — робко заметил партиец. — Уважаемые коллеги, мы сняли фильм о фальсификациях на выборах в городскую Думу. Прошу ознакомиться и посмотреть. У меня всё, — сообщил яблочник и поспешно сел.
Его коллега по партийной работе, «праводел» Виктор Петров оказался куда более словоохотливым. Сначала Петров зачем-то сообщил, что он «уже 21 год в активной, а не в пассивной политике». Потом поднял тему административного ресурса.
— Наступление административного ресурса продолжается, и сегодня оно достигло какого-то апогея, — со знанием дела констатировал Петров. — И я могу свободно, легко, непринуждённо, без напряжения рассуждать, как эти выборы будут происходить.
Однако затем оратор резко сменил тему и рассказал, что делает, когда приходит домой.
— Я перестал смотреть федеральные каналы, вчера, например, смотрел футбол, позавчера фильм, — поведал представитель «Правого дела».
— А как вы провели агитацию? — Орлов попытался вернуть Петрова в русло обсуждения.
И тут последовало очередное откровение:
— К сожалению, я ещё не видел агитации «Правого дела». У нас, как вы знаете, в центральном руководстве произошли изменения, и как пойдёт агитация сейчас, я не знаю, я слабо знаком с нашим новым лидером списка. А нарушений с нашей стороны не было, потому что и действий не было, — простодушно ответил Петров.
Завершил свою речь «праводел», прямо в зале обратившись к представителям «Единой России»:
— Пожалуйста, помогите, чтобы такого массового вброса бюллетеней на выборах не было.
Завершить форум предполагалось на мажорной ноте — подписанием декларации участников общественного мониторинга. Однако КПРФ, ЛДПР и справедливороссы отказались это сделать.
Любопытно, что первым пунктом в декларации значится призыв соблюдать законодательство РФ. На вопрос корреспондента агентства, а зачем нужна эта бумага, если есть закон о выборах и Конституция, Дмитрий Орлов без тени сомнения сообщил, что вопросы наблюдения и мониторинга в законодательстве прописаны в недостаточной мере.
К словам политолога, пожалуй, больше нечего добавить.
Поделиться: