Особенности изготовления православных святынь

Художник должен работать не только по вдохновению и с молитвой, но и по жестким законам

Чем художник отличается иконописца? Не только тем, что художник - светская личность, а иконописец - как минимум верующий и очень желательно воцерковленный человек. Художник пишет то, что он хочет доверяясь вдохновению и фантазии. Иконопись еще называют «умным деланием», художник должен работать не только по вдохновению и с молитвой, но и по жестким законам.

При этом на иконе изображается вечность и заслуга именно иконописца в том, что зритель оказывается как бы внутри нарисованного божественного пространства. А достигается это не только расположением фигур, прописанными деталями, глубокими взглядами и печальными, но светлыми ликами святых. Это тоже важно, но не менее важна для святыни, назначение которой пронести божественный свет через века техническая сторона. То есть то, насколько хорошо подготовлены доски для икон.

Основа

Обратите внимание, что самые ценные иконы, дошедшие до нас через века, - это полустертые лики, обугленные или отбитые края, но при этом крайне редко можно встретить треснувшую основу. Хотя, надо признаться, пережили они многое - войны, потопы, пожары.

На Руси заготовкой досок для икон занимались специальные мастерские. И это был не быстрый процесс. Спустя века он практически не изменился, может только материалы стали чуть современнее.

Для досок по-прежнему используется только хорошо просохшее, правильное дерево:

  • клен;
  • сосна;
  • липа и для особенно ценных икон - кипарис.

Доски выпускаются двух видов: с ковчегом и без него. Ковчег - это большая выемка посередине иконы. Обычно в ней пишется основной сюжет, а края образуют рамку. Чаще всего обрамление однотонное, но там могут изображать клейма, предстоящих или просто орнаменты, как например на иконе святого князя Владимира.

При изготовлении досок учитывается, что натуральное дерево может прогнуться или треснуть, поэтому они не монолитны, а состоят из 2-3 частей.

После того, как основное полотно готово, его хорошо проклеивают и наносят хлопчатобумажную или льняную ткань и дают хорошо просохнуть. Затем доску покрывают левкасом в несколько слоев. Это может занять неделю.

Обратная перспектива

Этот прием используется для эффекта, при котором зритель не смотрит на икону, а полностью погружен в нее, как бы смотри изнутри.

Прямая перспектива - это когда мы смотрим на объект и он, удаляясь, уменьшается. Обратная наоборот - мы как бы уже в самой дальний точке и объект разворачивается перед нами во всех подробностях. Вспомните: в сюжетных иконах перед нами святой, а по бокам - леса, горы, города.