В Ростове под окнами многоэтажки на проспекте 40-летия Победы нашли тело девочки. По разным данным, ей было от 11 до 13 лет. Следователи официально не комментируют эту трагедию.
Отец погибшей школьницы — известный в Ростове фотограф, который вместе с супругой воспитывает ещё одну малышку. Знакомые отзываются о семье только положительно, говоря о душевности и взаимопонимании как в паре, так и с детьми.
Как стало известно donnews.ru, следователи нашли в телефоне мамы погибшей голосовое сообщение от дочери, в котором та пожаловалась, что её ограничивают в пользовании мобильным телефоном. О чём конкретно идёт речь, не уточняется. Возможно, у школьницы забирали телефон или не разрешали пользоваться интернетом. Это сообщение послужило поводом для возбуждения в отношении родителей уголовного дела по статье «Доведение до самоубийства».
Как известно, родители нередко забирают у подростков гаджеты в наказание за проступки либо желая подтолкнуть чадо к выполнению домашнего задания или работы по дому. Журналист donnews.ru выяснил у психолога, что означает для детей отъём гаджета, а у юриста — какое наказание может ожидать родителей, если ребёнок решил покончить с собой.
Отбирая у ребёнка телефон, родители лишают его связи с внешним миром
По мнению семейного психолога Анны Гришиной, наказывая подобным способом подростка, можно сильно ухудшить свои отношения с ним. В дальнейшем восстановить доверительные отношения очень трудно, а иногда и вовсе невозможно.
— Отбирая у ребёнка смартфон, родители лишают его социального взаимодействия. Стоит помнить, что наши дети не так общаются со своими сверстниками, как мы, взрослые. Мы — разные поколения. Сейчас, к сожалению, большая часть общения происходит в онлайн-режиме. Ещё нужно понимать, что дети не только общаются через соцсети, но и смотрят различный контент. К примеру, какой-то фильм или сериал, который позже обсуждают с друзьями. Если вы на какое-то время лишили своего ребёнка телефона и он не успел посмотреть ролик или послушать какую-то песню, ему попросту нечего будет обсуждать со сверстниками. На какое-то время он окажется белой вороной. Подростки очень сложно переживают подобные ситуации, — рассказала Анна Гришина.
Ко всему прочему, родители не всегда до конца знают, чем их ребёнок занимается, сидя в интернете. Возможно, он изучает иностранный язык или проходит какие-либо обучающие курсы. Таким образом, лишая подростка телефона, взрослые лишают его возможности развиваться. Если забирать телефон регулярно, то у детей попросту пропадёт интерес к своему увлечению.
Стоит понимать и то, что когда школьника лишают любимого гаджета, в первые минуты он не думает над тем, в чём провинился. Сначала он злится на родителей, придумывает схемы, как вернуть телефон. В большинстве случаев школьник попросит прощения у мамы и папы и получит телефон обратно, но так и не осознает своей вины.
Анна Гришина советует родителям идти на небольшие хитрости. К примеру, забирать не сам гаджет, а зарядное устройство от него. В этом случае ребёнок, весьма вероятно, будет озлоблен не так, как при отобранном телефоне. И по мере разрядки гаджета, скорее всего, подумает, за что его наказали.
И не стоит говорить детям фразы: «Если не сделаешь уроки, заберу телефон». Это самый настоящий шантаж, который позже сыграет против родителей. В какой-то момент дочь или сын скажут: «Пока не купите мне новый телефон, не буду ходить в школу».
Доведение до суицида сложно доказать
Уголовная статья «Доведение до самоубийства» предусматривает совершение вполне конкретных действий в отношении потерпевшего: угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства, объясняет адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник» Екатерина Водяник.
— В Ростове практики по этой статье относительно немного, состав преступления редкий. В первую очередь ввиду того, что его сложно доказать. Часто это дела, например, о гибели военнослужащих в армии в результате неуставных действий сослуживцев, — рассказывает Екатерина Водяник.
Чтобы попасть под статью, угрозы должны быть реальными: например, это угроза применение физического насилия, угроза уничтожения или повреждения имущества, угроза распространения сведений, фотографий, которые лицо хотело бы сохранить в тайне. Жестокое обращение может выражаться в физическом избиении, истязании, лишении еды и возможности удовлетворять другие бытовые потребности.
— Если подобные действия совершаются в отношении несовершеннолетнего, то это более тяжкий состав. Уголовная ответственность наступает по второй части данной статьи, которая предусматривает от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, — пояснила адвокат.
Юрист не смогла припомнить, чтобы в Ростове рассматривались дела в отношении родителей, которые якобы довели своего ребёнка до самоубийства.
Число детских суицидов в регионе за год выросло
Согласно информации в докладе о деятельности уполномоченного по правам ребёнка в Ростовской области за 2020 год, в минувшем году до 95 увеличилось число детей, погибших от внешних причин. Для сравнения: в 2019 году погибли 92 ребёнка.
Поделиться: