12,79₽
100,01₽
92,45₽

Отъявленные взяточники, как правило, не попадаются

Среди вузов есть «мальчики для битья»

Сергей Маркин
Сергей Маркин

Информация правоохранительных органов о задержании вузовских преподавателей за взятки стала уже обыденностью. Но о том, что предшествует задержанию и как события развиваются дальше, силовики, как правило, не рассказывают. Адвокат и преподаватель юриспруденции Сергей Маркин знает об этом не понаслышке: ему не раз приходилось защищать в суде коллег-преподавателей. Его опыт показывает, что попадаются, как правило, отнюдь не самые махровые взяточники, а раскрытию преступления, как правило, предшествует провокация.

О том, как попадаются преподаватели на взятках, Сергей Маркин рассказал в интервью редактору donnews.ru Марине Поюровой.

— Сергей, понятно, что взятки дают студенты. И они же сообщают о взяточниках. Как-то нелогично выходит: студент заинтересован в том, чтобы преподаватель облегчил его судьбу, избавив от штудирования скучных учебников. И сам же студент потом сдаёт преподавателя? В моём представлении, на столь отчаянный поступок студента может толкнуть только несправедливость: он готов сдать экзамен, а преподаватель нагло вымогает деньги.

— Как правило, попадаются преподаватели, которые вовсе не ведут себя нагло или цинично. Сами студенты зачастую удивляются, узнав, кто именно из преподавателей задержан. Самые отъявленные взяточники зачастую оказываются вовремя предупреждены и уходят в тень.

— Как происходят задержания?

— Для начала надо понять, как работает система борьбы со взяточничеством. В Следственном комитете есть отделы по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах, в государственных структурах, в сфере высших учебных заведений. Есть отдел — должны быть показатели. Откуда их взять?

На уровне слухов всегда есть информация, что в том или ином вузе преподаватели берут взятки. Но нужно же поймать с поличным! И тогда начинают искать студентов, которые согласны поучаствовать в задержании преподавателя.

— «Поучаствовать в задержании» — это устроить провокацию?

— Здесь всё на грани. Судьи это прекрасно понимают и, как правило, не наказывают преподавателей-взяточников строго, ограничиваясь штрафом. В одном из ростовских вузов недавно преподавателю за получение взятки присудили 4 года условно и штраф 30 тысяч рублей.

— Как работают со студентами?

— Сначала руководитель правоохранительного органа принимает постановление о проведении оперативного эксперимента на основании рапорта оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления. Затем в суде получают разрешение на прослушку телефона преподавателя. Затем студент, как правило староста группы, начинает договариваться с преподавателем, что за деньги тот поставит кому-то оценки. Всё это фиксируется средствами аудио- и видеосвязи. В итоге договариваются с преподавателем о передаче денег. Преподавателя задерживают с понятыми, причём в качестве понятых часто выступают такие же студенты, которые либо проходят практику, либо являются общественными помощниками в правоохранительных органах. Потом когда читаешь в протоколе, что кто-то проходил случайно по улице в 6 утра и ему предложили поучаствовать в задержании, смешно, конечно, получается. Это, естественно, нарушение закона, но доказать это сложно.

— А как потом живётся и учится студентам, которые подставили своего преподавателя?

— Вполне нормально. Никто их не осуждает. Это не Павлики Морозовы, они, как правило, инициативу не проявляют. Все понимают, что на этих людей оказывали давление.

— Какое давление?

— Например, студент искренне сдает деньги для преподавателя, чтобы получить положительную оценку по экзамену, но он не знает, что в отношении этого преподавателя уже проводится оперативный эксперимент по его задержанию. Если студент будет делать все, что скажет следствие, то его освободят от привлечения к уголовной ответственности за дачу взятки как лицо добровольно сообщившее о преступлении, если нет, то он станет обвиняемым за дачу взятки. Как правило, такие студенты соглашаются сотрудничать со следствием. Но студенту за сотрудничество с правоохранительными органами могут предложить и поощрение. Я как-то спрашивал у мамы студентки, которая участвовала в «изобличении» преподавателя-взяточника: «Зачем было соблазнять человека? Вы же понимаете, что это нехорошо?» Она ответила, что всё понимает, но её девочка училась на коммерческой основе, а ей пообещали, что переведут на бюджет.

— Как ещё поощряют тех, кто подставляет преподавателей?

— Могут пообещать впоследствии замолвить словечко, взять на работу... Я потом видел таких студентов — они стали следователями, операми, то есть они со студенческой скамьи целенаправленно к этому стремились. Студентам говорят, что они делают правое дело, пресекают преступность. Возможно, они убеждены, что ведут себя правильно, что именно так и нужно поступать.

— Были ли в твоей практике дела, когда был уличён настоящий взяточник, вымогавший деньги у студентов?

— Были, но это исключение из правил. Основная проблема возникает с заочниками. Студенты дневного отделения проявляют меньше инициативы, они каждый день ходят на занятия, посещают лекции и семинары, им грех не подготовиться и не сдать. Они даже считают, что могут сэкономить на этом.

А вот заочники люди занятые, при этом учебный процесс организован так, что им сложно подготовиться и сдать самостоятельно. И люди понимают, что реально сдать они не могут. В сессию им ставят по 20 предметов, каждый день идёт зачёт или экзамен, на подготовку даётся одна ночь. При таком графике, будь ты хоть семи пядей во лбу, невозможно всё выучить. Потому заочники предлагают преподавателю «разойтись на коммерческой основе». И у преподавателей, получающих незаслуженно низкую зарплату, возникает соблазн согласиться.

— То есть ты считаешь, что в наших вузах в принципе создана благодатная почва для взяточничества?

— Не скажу, что это сделано умышленно, но по сути так, но это не оправдывает преподавателей, получающих незаконное вознаграждение, к сожалению, эта благодатная почва создает у них иллюзию, что раз государство не может позаботиться об их достойном существовании, то почему бы это не сделать за счет частных инвестиций. На мой взгляд, большинство работающих в вузах преподавателей выполняют свою работу добросовестно и принципиально и именно на них держится наше высшее образование. Этим преподавателям необходимо оказывать всякую поддержку, в том числе и финансовую, для того, чтобы они дальше добросовестно и принципиально выполняли свой гражданский долг.

— В каких вузах города больше всего случаев взяточничества?

— От этого ни один вуз не застрахован. Но я обратил внимание, что в Ростове есть вузы, которые в большей мере защищены от таких ситуаций, а есть вузы — «мальчики для битья».

— От чего это зависит?

— Скорее всего, от руководства вуза. В одних ростовских вузах практически не бывает задержаний. Я не буду их называть, поскольку читателям и без меня известно о каких вузах идет речь. В последний раз, в одном их таких вузов я слышал, взяли замдекана, ему дали деньги за то, чтобы он кого-то восстановил для продолжения обучения. Многие преподаватели там без зазрения совести, прямым текстом, называют расценки и имена посредников. Кстати, очень часто преподаватели сами напрямую со студентом не контактируют, у них появляются посредники, которые на этом зарабатывают, а иногда преподаватели и не знают, что такие посредники берут со студентов под них деньги. Если студент сдал экзамен или зачет, то он думает, что он их сдал за деньги. Если не сдал, то посредник возвращает ему деньги, объясняя, что преподаватель передумал. По моим ощущениям, есть какое-то негласное распоряжение не трогать преподавателей в так называемых неприкасаемых вузах. Однако даже в таких неприкасаемых вузах никто не застрахован от того, что может быть задержан за получение взятки. Я помню, что задержание замдекана в неприкасаемом вузе не было единственным, такое случалось и в другом неприкасаемом вузе, в котором также за получение взятки задерживался замдекана.

Думаю, что у некоторых вузов есть неофициальное соглашение с правоохранительными органами. Если кто-то действительно этим занимается, приходят к ректору и говорят: «Либо наведите порядок, либо мы будем вынуждены сами принять меры»...

Бывало, взятку использовали, чтобы снять кого-то с должности либо просто уволить.

— Расскажи об этом подробнее.

— В одном из ростовских вузов был случай с заведующим кафедрой. Он не был злостным взяточником, не наглел. Подозреваю, что его место кто-то захотел занять. И тут некая студентка начинает уговаривать его: она бедная-несчастная, времени учиться нет, как бы ей сдать на коммерческой основе. Он говорит: «Не надо, идите учите, приходите сдавайте». Но она упорствовала: «Может быть, на кафедре чем-то помочь? Может, бумагу купить? Или я вам деньги дам, а вы уже сами купите? То есть не лично вам, а кафедре…». В итоге он согласился. И она принесла 1000 рублей. Меченых. Человек получил, насколько я помню, года три условно с испытательным сроком. Его даже права преподавать не лишили. Но с должности завкафедрой, конечно, уволили.

— Что происходит с преподавателем после задержания? Сколько длится следствие?

— Как правило, недолго, максимум год.

— На это время преподаватель отстраняется от работы или продолжает работать?

— Чаще всего работодатель не отстраняет преподавателя от работы, если само следствие не обратится с таким ходатайством в суд. Преподавателей со стороны, как правило, вузы брать не хотят. К тому же зарплату ему всё равно должны платить, даже если он не будет работать. Однако, как правило, руководство вуза настойчиво просит преподавателя уволиться по собственному желанию еще до вынесения в отношении него обвинительного приговора. Чаще всего это происходит для того, чтобы не испортить имидж вуза или показать остальным, что руководство вуза ведет решительную борьбу с такими преподавателями. В этом случае преподаватель вынужден подчиниться настойчивой просьбе руководства вуза, чтобы не накалять и без этого сложную обстановку и не быть уволенным в перспективе по нехорошей статье.

Но некоторые ректоры все-таки сочувствуют преподавателям, стараются им помочь после того, как вынесен приговор. По Трудовому кодексу, конечно, наличие судимости препятствует преподавательской деятельности, но тем не менее их могут оставить для осуществления научной деятельности.

— Наказание зависит от размера взятки?

— Конечно, наказание зависит от размера взятки. Если взятка получена в размере до 25000 рублей, то наказание может быть либо в виде штрафа от нуля до миллиона рублей, но может быть и лишение свободы до трех лет со штрафом от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового. За взятку в значительном размере, то есть от 25000 до 150000 рублей, наказание уже будет более суровым, за это может быть лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. За взятку в крупном размере, то есть от 150000 до миллиона рублей может быть лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки. За вятку в особо крупном размере, то есть от одного миллиона рублей может быть лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Однако при получении взятки преподавателем ее размер устанавливается по каждому эпизоду и чаще всего этот размер не бывает не только не крупным, но и не значительным. Например, когда староста хлопочет о своей группе, каждый студент должен передать какую-то сумму. Всё это разбивается на несколько эпизодов. К примеру, 15 студентов собрали по полторы тысячи рублей каждый. Соответственно, дело разбивается на эти 15 эпизодов. Возбуждается уголовное дело в отношении взятки от каждого студента. И потом путём частичного сложения определяется наказание.

— Но при таком случае срок больше, чем когда студент один на один с преподавателем?

— Нет, действует принцип частичного сложения наказания.

— Велики ли штрафы?

— При взятке до 25000 рублей предусматривается штраф в размере от нуля до миллиона рублей. Если взятка больше этой суммы, то размер штрафа устанавливается в кратной сумме взятки, о чем уже было сказано раньше. Размер штрафа определяет сам судья. Я помню был случай, когда суд назначил преподавателю наказание за получение взятки в виде 50 тысяч штрафа без права преподавания в вузах сроком на один год — и всё.

— Какой вывод делают преподаватели после того, как узнают, что их коллега задержан за взятку?

— Сочувствуют людям, которые попались. Не повезло, значит, человеку. На его месте мог оказаться любой.

— Как адвокат и как преподаватель, как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы преподаватели не брали взятки, проявляли принципиальность?

— Я думаю, что нужна профилактика. Руководство вуза не может не знать, что происходит, да и студенты редко молчат. В одном из ростовских вузов был преподаватель, который прямым текстом говорил, что без денег студенты не сдадут, и называл расценки. Студенты пожаловались ректору, тот создал комиссию, пометили деньги и поймали взяточника с поличным. А потом пригрозили, что если он сам не покинет вуз, видео будет направлено в правоохранительные органы.

Следует отметить, что в вузах также очень распространены просьбы к преподавателям: постоянно просят за чьих-то детей, хороших знакомых. Какой-нибудь лаборант подходит и говорит: «Вот, он хороший мальчик или девочка, помогите». И преподаватель чисто по-человечески помогает.

Но самое главное, у преподавателей должна быть достойная зарплата. Труд преподавателей ценится незаслуженно низко, потому их легко подвигнуть на взятку. Конечно, есть принципиальные, которые считают это зазорным. А другие действуют по принципу: если дают, то почему не взять...

#