В России разгорается скандал вокруг одного из решений Арбитражного суда Ростовской области, касающегося спора крупнейших в мире авторских обществ, Стинга и одного бара в Волгодонске.
История началась в июне 2018 года, когда Российское авторское общество (РАО) подало иск в Арбитражный суд Ростовской области на гриль-бар «Мясо и солод» (ООО «ДМР»), в котором ещё в 2016 году без разрешения правообладателя играла песня Stereo love. Музыку к ней написал Livi Roberto, текст — Стинг.
РАО потребовало от волгодонского заведения 40 тысяч рублей компенсации, однако суд присудил лишь 20 тысяч. Причём 10 тысяч получало британское авторское общество PRS (Performing Right Society Limited) и американское авторское общество ASCAP (The American Society of Composers, Authors and Publishers), которые официально представляют интересы авторов и исполнителей песни Stereo love. По сути, это означало, что представители этих компаний должны были лично приехать в Волгодонск, чтобы забрать 10 тысяч рублей.
Нюанс в том, что РАО, как это принято во всём мире, заключило с этими (и многими другими) зарубежными компаниями договор о совместном представительстве. То есть на территории России интересы ASCAP и PRS представляет именно РАО, оно судится с теми, кто нарушил авторские права, собирает с них деньги и передаёт правообладателям. Арбитражный суд Ростовской области, по сути, требования истца признал законными, но постановил исполнить их в отношении компаний, не являвшимися участникам дела.
В РАО оспорили это решение в Суде по интеллектуальным правам, но проиграли. В итоге в конце февраля 2019 года дело дошло до кассационной жалобы в Верховный суд РФ.
Как рассказала замруководителя управления сбора вознаграждения по правовым вопросам РАО Наталья Полианчик агентству Lenta.ru, по факту российские суды уже вынесли два неисполнимых решения. В документах исков не были указаны юридические адреса и реквизиты иностранных компаний, поскольку в этом не было необходимости: все свои права они законно делегировали РАО. Получалось, что отправить им выигранные деньги невозможно. Вынесение неисполнимых решений, напоминает Полианчик, запрещено российским законодательством.
«Мы присутствовали на заседании суда Кассационной инстанции в Москве, Суда по интеллектуальным правам. Прямо в нашем присутствии Суд приобщил письма наших партнёров из Великобритании, в которых они прямым текстом попросили суд остановиться на исковых требованиях РАО, поскольку для них крайне затруднительно самостоятельно осуществлять деятельность на территории РФ, — говорит Наталья Полианчик. — Учитывая все эти факторы, для нас, к сожалению, загадка, почему уважаемый суд, несмотря на наличие прямых договоров и прямой воли правообладателей, принял такое решение».
По информации Lenta.ru, из-за спора вокруг одной песни Стинга и волгодонского бара «Мясо и солод» в Верховный суд РФ уже обратилась Международная конфедерация авторско-правовых организаций CISAC, ссылаясь на Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений и Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В соответствии с ними иностранные авторы должны пользоваться тем же уровнем защиты, которым наделены российские авторы.
«Привлечение иностранных ОКУП (обществ по коллективному управлению правами) или иностранных правообладателей к участию в делах в рамках российского судопроизводства противоречит логике коллективного управления правами и повлечёт за собой существенные издержки для правообладателей, что прямо ущемит права представителей мирового авторского сообщества», — отметил генеральный директор CISAC Гади Орон.
По словам Полианчук, сейчас РАО ожидает адекватного решения от Верховного суда РФ. По её словам, вполне очевидно, что «уважаемый и всемирно любимый Стинг при всём желании не сможет каждый раз приезжать на территорию Российской Федерации и взыскивать свои деньги через судебных приставов».
Поделиться: