12,65₽
99,46₽
91,63₽

Пивовар: чешское пиво кажется лучше из-за пиетета ко всему иностранному

А повышенные акцизы толкают пить водку

Фото donnews.ru
Фото donnews.ru

В воскресенье в Ростове состоялась лекция «Пивной сомелье», организованная пивоваренной компанией «Балтика». Послушать про пиво, а также испить пенного в гастропабе «Буковски» собрались блогеры, бизнесмены и общественные деятели.

Журналист donnews.ru отправился на лекцию, чтобы выяснить, почему в России не умеют варить столь вкусное пиво, как, например, в Чехии и Германии. Попутно удалось опробовать «Грешное» пиво, услышать опровержение того, что от пива растёт грудь (да-да, как некоторые утверждают, именно у мужчин), а также узнать, как бороться с алкоголизацией граждан России.

Лекцию читал петербуржец Юрий Катунин, специалист по развитию малых пивоварен, руководитель пивоварни «Балтика Брю».

Юрий Катунин

Рассказав немного о том, как делается пиво, а также о его сортах, Катунин предложил перейти собственно к тому, ради чего пришло большинство народа, — к дегустации. Первым подали пиво «Грешное», сваренное на мобильной пивоварне совместно с блогерами сообщества Foodhunter.

Пиво варили с добавлением гречки. Процесс, по словам Юрия Катунина, сопровождался стойким, знакомым с детства запахом гречневой каши. Сусло получилось тёмно-красное, да и само пиво изначально было тёмным, но уже в бутылках поменяло цвет на почти прозрачный. Пиво было сварено к 40-летию ростовского завода в ограниченном количестве — около двухсот бутылок, так что не следовало упускать уникальную возможность попробовать этот редкий сорт. «Грешное» оценили все. А вот бокалы с пивом «Имперский стаут» у многих гостей остались недопитыми: почти чёрный напиток оказался очень горьким и очень крепким, да и подали его почему-то тёплым...

После дегустации никто не спешил расходиться. А журналисту donnews.ru удалось утащить Юрия Катунина в сторонку на небольшой тет-а-тет, чтобы задать, наконец, свой главный вопрос.

— Юрий, почему российские пивовары не умеют варить такое вкусное пиво, как в Чехии или Германии?

— Глупости! У нас ещё интереснее варят пиво, чем в Чехии или Германии. Немецкие сорта делаем и мы, например пиво «Варштайнер» — одно из самых продаваемых в Германии.

— То есть это миф?

— Безусловно, с советских времён мы испытываем пиетет перед всем иностранным. Когда мы куда-то приезжаем и пробуем, мы получаем некий глоток новой культуры и это переносим на своё восприятие. Конечно, мы страдаем от нехватки пивной культуры. Если в Германии или в Чехии вам завязать глаза, раскрутить и толкнуть — вы упрётесь в пивную или в паб, где люди сидят, наслаждаются пивом, читают газеты и не напиваются при этом. Вот этого у нас очень мало. Из-за этого человек получает определённую убеждённость: вот у них там лучше, а у нас тут хуже. Вовсе нет! В России делают и чешские, и немецкие, и американские, и британские сорта пива, и ничуть не хуже. Вы будете смеяться, но «Олд Бобби», наш пробританский эль, в прошлом году на дегустации в Великобритании оказался лучше, чем очень интересный британский сорт пива. Не буду говорить какой.

— Сегодня вы рассказывали о мобильных пивоварнях. За ними будущее?

— Не знаю пока. Это наш первый опыт, посмотрим. Самый главный плюс мобильной пивоварни в том, что она реализует энергосберегающие технологии. И в этом как раз наша цель — тестировать эти технологии, которые, возможно, в будущем будут применяться и на больших предприятиях. У мобильного пивоварения сразу несколько целей. Это популяризация пива как культуры, это тестирование некоторых технологий, поиск новых идей. В данном случае в Ростове мы открыли для себя гречку.

— Пивная отрасль сейчас находится в сложной ситуации: запрет рекламы, ограничения продажи, рост акцизов и ужесточение технических требований к производителям. Как пивовары справляются с этим?

— Это влияет на всех. Вот как вы думаете, акциз с продаж в России больше или меньше, чем в Германии? Больше! А почему?

— Возможно, потому, что на государственном уровне в России сейчас выбран курс на снижение потребления алкоголя населением, так называемой алкоголизации.

— Очень хорошо. Скажите, пожалуйста, в Германии больше пьют пива или меньше?

— Больше.

— А крепкого алкоголя там пьют больше?

— Крепкого — меньше.

— Вот вам и ответ. В Германии акциз — 8 евроцентов с литра, а у нас — 18 рублей, то есть 40 евроцентов. С какого перепуга? При этом в Германии пиво разрешено покупать с 16 лет, а с 14 лет человек может употреблять пиво в присутствии родителей. Я вовсе не ратую за это! Я просто привожу пример. При этом никакой «алкоголизации» в Германии нет. Почему? Наверно, потому, что развиваются пивные, потому, что люди не пьют на лавочках, а люди идут в паб. Но чтобы люди шли в паб, пиво там должно быть дешевле. Представьте себе: я прихожу в пивную, а там пиво стоит 200-300 рублей. Наверное, это дорого для меня. А если бы оно там было дешевле, я бы пошёл и в культурной обстановке выпил бы пива. А у нас как раз обратная ситуация, и что в результате? В результате проще выпить литр водки, чем литр пива — дешевле просто. Это что, борьба с алкоголизацией? Все эти нормы направлены на борьбу с пивом, хотя пиво не является причиной алкоголизации. Был такой человек, фамилия у него была Витте. Почитайте, за что он ратовал. Была борьба с алкоголизацией, популяризация пива в конце ХIХ века. Школа пивоварения в Петербурге носила имя Витте. Почему? Да потому что это факт: чем больше люди пьют слабый алкоголь, тем меньше они пьют крепкий. Чтобы напиться пивом, нужно очень постараться.

— То есть нужно развивать именно культуру потребления пива?

— Безусловно! Культуру пития! Чем выше будут акцизы, чем больше будет борьбы с пивом, глупости, тиражирования чудовищных мифов о пиве, тем больше будет водки, только и всего! Вы наверняка помните «прекрасную» рекламу о том, что в пиве содержится женский гормон?

— О том, что от пива у мужчин растёт грудь?

— Ну что это за глупости? Откуда это? Был такой фантаст Александр Беляев, который написал трогательную историю о том, как больной мальчик умирал, а папа ему вживил жабры. Но даже ему не пришло в голову скрестить животное с растением! Откуда в хмеле женский гормон? Ну что это за бред? А люди смотрят телевизор и верят.

Тут Юрия позвали коллеги, и он отошёл переговорить с ними. Гости вечера тем временем продолжили развивать культуру потребления пива, прежде всего свою собственную: за столиками все перезнакомились, завязались светские и деловые беседы.

Уже на улице журналист donnews.ru увидал мужественную спину удалявшегося Виталия Литюка, главного пивовара ростовского завода.

Пивовар тут же был окликнут, задержан и озадачен всё тем же вопросом о превосходстве зарубежных пивоваров.

Виталий Литюк

— Это миф. Мы варим пиво по тем же рецептам, даже в чём-то лучшим. Оборудование немецкое, даже не чешское. Самое современное, совершенное оборудование. Это чистейший миф!

— То есть если посадить человека, завязать ему глаза и поставить перед ним два бокала пива — российского и немецкого, он не отличит, где какое?

— Нет, не отличит.

— А почему люди думают иначе?

— Потому что у нас в России тенденция. Свои изобретения и достижения не ценятся. Всегда считается, что всё лучшее — за рубежом.

— Многие хвалят «Балтику № 6» , которая в Ростове, к сожалению, не представлена. Почему?

— Ростовчане в основном предпочитают классические сорта, а этот сорт специфический, на любителя. Варят его только в Петербурге. В Ростов его завозить экономически невыгодно: его просто не успеют распродать до конца срока годности.

— Пивная отрасль сильно пострадала из-за ужесточения законодательства. Недавно был заявлено, что между пивоварами и департаментом потребительского рынка Ростовской области было подписано соглашение о взаимной поддержке. Какая-то помощь ощущается?

— Рынок действительно упал. Но мы стараемся пережить эти времена. Пока больше помогаем мы, наверное, больше идём навстречу. Мы развиваем свои агропроекты, сами производим сырьё, что помогает региону в плане развития сельского хозяйства, а также даёт рабочие места. Надеюсь, в будущем сотрудничество станет двусторонним.

— Кстати, насчёт сырья. Отразились ли санкции и антисанкции на пивной отрасли?

— Нет, пока мы ничего на себе не ощутили. Мы используем сырьё, произведённое в России.

Задерживать Виталия далее журналист не стал.

Получается, что хорошее пиво в России всё-таки варят, только вот до потребителя оно доходит не всегда.

Пивоваренный бизнес переживает непростые времена и вынужден экспериментировать, создавая новые сорта. Но, похоже, главный бой, который предстоит выиграть пивоварам, — это бой со стереотипом о том, что российское пиво с зарубежными сортами и рядом не стояло.

А ведь то, с чем ассоциируется напиток, действительно накладывает отпечаток на восприятие самого продукта.
С чем ассоциируется, например, чешское пиво? С путешествием, улочками Праги, пивными ресторанчиками, где к пиву подают изысканные закуски, лёгким запахом сырости в монастырских погребах. А с чем ассоциируется российское пиво? С первой подростковой пробой алкоголя, с вяленой воблой, посиделками на лавочках, в лучшем случае — с просмотром футбольных матчей. Вот и получается, что на ощущение от «того» пива накладывается ещё множество ощущений и воспоминаний, отчего вкус кажется необыкновенным и незабываемым. Вкус же нашего пива — обыденность.

И культуры пития в России — да, недостаёт. А ведь пиво — древнейший продукт с богатой историей, по некоторым данным, уходящей корнями ещё в неолит. Есть версия, что пшеницу стали выращивать вовсе не для того, чтобы печь хлеб, а для того, чтобы варить пиво. И наверняка не все знают, что пиво третий по популярности напиток в мире — после воды и чая. Он действительно заслуживает культурного потребления. А уж какое пиво пить, российское или зарубежное, — дело вкуса.

#