Внедрение системы платных парковок в последнее время стало едва ли не самой обсуждаемой темой в Ростове, о ней постоянно и много говорят и столько же пишут, разве что пока не рисуют. Но рисунки — только не надо смеяться — впереди.
Как известно, 12 мая администрация Ростова на своём сайте организовала опрос. У горожан спросили: «Поддерживаете ли вы создание платных парковок в городе?». И результат получился, мягко говоря, не в пользу авторов идеи платных парковок в донской столице. В первый же день из общего числа проголосовавших (в расчёт принимались ответы только зарегистрированных на сайте пользователей) количество противников перевалило за 70%. Тех, кто поддерживает идею, но с оговоркой — «парковкам «да», но параллельно с развитием транспортной системы» — около 20% и лишь 8% поддержали идею безоговорочно.
Спустя два дня ситуация слегка изменилась, но не настолько, чтобы говорить о коренном переломе в сознании горожан: 68,5% — 19,4% — 12,1%.
По мнению доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения» РГСУ Владимира Зырянова, результаты опроса иными и не могли быть.
Владимир Зырянов
Для справки: Владимир Васильевич для один из разработчиков концепции платных парковок в Ростове, поэтому, что называется, в теме. Однако его слова порой идут вразрез тому оптимизму, который источают официальные лица.
— Ростовчане нормальные люди и отреагировали так, как им был задан вопрос. А он был задан в лоб. Это всё равно что спросить: «Вы хотите пойти в кино бесплатно или за деньги?». А если бы спросили: «Нравится ли вам, что на улицах хаотично стоят автомобили, которые мешают проезду?», «Автомобиль по дороге должен ехать или стоять?». Результат опроса и настроение людей будут совершенно иными, — говорит собеседник.
По словам Зырянова, создание платных парковок — процесс неизбежный, «то, что у нас начинается, в Европе прошли 40 лет назад». Главное, не допускать ошибок предшественников.
— Возьмём улицу Горького. В её реконструкцию вложено несколько миллиардов рублей, её расширили до четырёх полос, сделали парковочные места, но работают фактически две полосы, остальные забиты машинами, нередко стоящими в два ряда. Дороги используются не для движения, а как парковка. Ещё один пример — организация приоритетного движения или полос, выделенных для движение пассажирского транспорта. Почему это все потерпело неудачу? Всё те же припаркованные автомобили, — констатирует профессор.
По мнению Владимира Зырянова, важнейшую роль при введении платных парковок будет играть разъяснительная работа. И тут все средства хороши, считает профессор. Свои слова он подтверждает картинками, привезёнными из Японии.
— У японцев развита система и люди подготовлены, но, тем не менее, они не гнушаются делать весёлые рисунки, которые объясняют, насколько важно нововведение. Я думаю, что мы со временем к этому тоже придём, — обращает внимание Зырянов.
Японская агитка
Профессор, объездивший полмира, неоднократно в разговоре ссылается на то, «как там у них всё организовано» и «сколько было на это времени потрачено».
— В Лондоне на то, чтобы ввести систему платного въезда в центр города, ушло почти десять лет. Народ должен воспринять идею парковок как своё дело и благо. Обратите внимание, когда вы выезжаете за границу, вам почему-то не приходит в голову пересечь двойную сплошную, проехать на красный свет или не пропустить пешехода. Все как шёлковые. Но сюда люди возвращаются и забывают о правилах. Почему? — искренне удивляется Зырянов.
Однако ж одних просветительских мер будет явно недостаточно. Внедрение парковок — многослойный процесс, который включает в себя развитие альтернативных автомобилю видов транспорта.
— Если мы что-то ограничиваем, то надо предложить людям другие варианты, того, как добраться на работу и обратно. И тут первостепенную роль будет играть частота, с которой будет ходить транспорт, — говорит профессор, акцентируя внимание на возможности так называемых мультимодальных поездок «приехал на машине к транспортному узлу, пересел на общественный транспорт, добрался до работы и так же обратно».
Приводя в пример опыт зарубежных городов, Владимир Зырянов признаёт, что в Ростове есть особенность, которая значительно осложнит процесс внедрения парковок. Вернее, осложнит не сам процесс, а попытку объяснить гражданам, живущим в центре, почему они должны платить за парковку возле своего дома.
— В европейских столицах центр — деловая часть города: магазины, госучреждения, банки. У нас же центр густо населён. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо провести мониторинг, пройти по каждому дому, зафиксировать число автовладельцев, сколько потребуется парковочных мест. Но уже сейчас надо понимать, что мест для всех может не хватить. Это очень деликатная тема, — предупреждает профессор.
Тема действительно деликатная. Глава администрации Ростова Сергей Горбань заявил, что для жителей дома, где зарегистрирован автомобиль, парковка будет бесплатной. Однако что скажет на это инвестор — пока неизвестно.
И вообще пока неизвестно, как будет формироваться стоимость одного часа на платной парковке.
— Оплата должна быть дифференцированной. В центре больше, на периферии — меньше, что будет в итоге — пока трудно сказать. Многое будет зависеть от инвестров, от их политики. У наших предпринимателей, к сожалению, действует старый стереотип былстрого возврата денег. А опыт зарубежных стран показывает, что возврат средств в этой сфере длится порой 15-20 лет. С одной стороны российских предпринимателей понять можно: нет уверенности, что завтра не изменятся правила игры, придут другие люди и скажут, что всё, ваше время вышло. Для того, чтобы предприниматель действительно пришёл надолго, должны быть твёрдые гарантии, — говорит Зырянов.
И ещё о твёрдости. Профессор уверен, что необыкновенную решимость довести дело до логического конца должны местные власти.
— При решении транспортных проблем не могут быть все довольны, поскольку без мер принуждения не обойтись. Почему наши инвесторы не горят желанием строить многоуровневые паркинги? Они не без оснований опасаются, что их парковки будут не будут заполнены. Люди будут парковаться где угодно, нарушая правила парковки, но бесплатно, — поясняет Владимир Зырянов.
При всей полноте знаний как минимум один вопрос остался без ответа. Когда именно начнёт действовать система платных парковок. Зато этот ответ есть у городских властей. В среду на заседании Заксобрания Ростовской области директор городского департамента автодорог Арам Егиазарян рассказал депутатам, что запустить в Ростове первые платные парковки планируется в сентябре 2015 года. За основу будет взят опыт московских властей.
Любопытно, что ранее городские власти говорили о намерении внедрить парковки уже летом нынешнего года. На данный момент планы скорректированы, а конкурс будет объявлен не раньше лета, сообщила в разговоре в корреспондентом РБК директор департамента транспорта Ростова Алла Лоскутникова.
«Я думаю, что летом выйдем на инвестконкурс, выберем инвестора, который создаст оператора парковочного пространства — компанию, которая займется нанесением разметки, установкой паркоматов и так далее. Сразу 6,5 тысяч запланированных мест создано не будет, реализация будет идти по этапам по отдельным улицам», — цитирует Лоскутникову агентство. Директор департамента сообщила, что предварительное желание принять участие в конкурсе выразили компании из Москвы, Краснодара и Санкт-Петербурга. Однако по словам Лоскутниковой «нет никакой гарантии, что все заявившие о своем интересе к проекту компании к нам придут. Будут сформированы наши требования, компании посчитают и определятся, выгодно им это или нет».
Висит в воздухе и вопрос стоимости одного часа парковки. В администрации города обещают, что эта сумма будет приемлемой, однако она будет устанавливаться исходя их бизнес-плана инвестора.
Поделиться: