12,58₽
99,02₽
90,89₽

Платов постарается «откусить» от потока столицы

Главного конкурента новый ростовский аэропорт увидел в Москве, а не в Краснодаре

Аэропорт «Платов» после завершения строительства, рисунок platov.aero
Аэропорт «Платов» после завершения строительства, рисунок platov.aero

Московские аэропорты сконцентрировали на себе около 80% всего российского пассажиропотока, замедляя развитие региональных авиаперевозок. Руководство нового ростовского аэропорта Платов уже подготовило ряд предложений для президента, как исправить эту ситуацию, рассказал генеральный директор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский.

По его словам, ежегодный пассажиропоток четырёх московских аэропортов сейчас составляет около 100 млн человек в год, питерского Пулково — ещё 16 млн человек, у всех остальных региональных аэропортов — около 5 млн человек. И такие диспропорции ненормальны. В настоящее время около 80% всех российских авиапассажиров вынуждены лететь в Москву, чтобы уже там сесть на самолёт до нужной им точки.

— Москва имеет перед нами огромное преимущество из-за масштабов своего транспортного узла, — поясняет Чудновский, — и из-за того, что там базируются все крупнейшие в России перевозчики. Однако инфраструктура московского узла имеет свои границы.

Чтобы в очередной раз увеличить пропускную способность московского авиаузла, потребуется более 100 млрд рублей. При этом в преддверии ЧМ-2018 едва ли не больше денег вложено в реконструкцию региональных аэропортов, однако в условиях доминирования московского авиаузла «отбить» эти вложения крайне сложно.

— Пассажиропоток у региональных аэропортов растёт медленно. Если бы мы смогли хоть чуть-чуть «откусить» от потока столицы, то всем было бы лучше. В том числе и Москве, которая бы только свободно вздохнула. Но пока у «Аэрофлота», который доминирует на рынке, интерес один — перетащить всех {клиентов и перевозчиков — donnews.ru} в столицу, — говорит Чудновский.

Возможных выхода здесь всего два. Первый — это субсидирование региональных авиаперевозок из бюджетов субъектов. Однако деньги на это вряд ли найдутся. Второй — дифференциация НДС.

— Мы предложили президенту обнулить НДС на все региональные перелёты за исключением Москвы, — говорит Чудновский. — Потому что её направления в поддержке не нуждаются, они жируют. А регионы нуждаются. Просто так заставить российские авиакомпании летать между регионами, а не через Москву — невозможно. Мы предложили сделать так, чтобы прямое авиасообщение между регионами было выгодным для перевозчиков, которые сейчас искусственно перетягивают пассажиропоток в столицу, вопреки утверждённой правительством стратегии развития транспорта.

Предложение это пока находится на рассмотрении. В правительстве у него есть и свои серьёзные лоббисты. Например, вице-премьер Аркадий Дворкович.

Добавим, что конкуренты у Платова есть не только в Москве, но и на юге. Краснодарский аэропорт, подконтрольный миллиардеру Олегу Дерипаске, проходит серьёзную реконструкцию и по размерам Платову уступать не будет.

Руководство Платова конкурентов в лице краснодарцев признаёт, однако волнуется на этот счёт заметно меньше, чем в случае с Москвой.

— Платов изначально создаётся как хаб, то есть место, где происходит стыковка рейсов, — говорит Чудновский. — И именно под эту задачу в новом ростовском аэропорту будет создана лучшая инфраструктура. На Юге таких возможностей нет ни у кого. Ни с технической точки зрения, ни с точки зрения сервиса. Мы на несколько лет впереди всех конкурентов на Юге.

Так, если в существующем аэропорту Ростова минимальное время для пересадки с рейса на рейс составляет 1,5 часа (а чаще 2 часа), то Платов позволит делать это за 30-40 минут.

— Здесь всё изначально сделано под эту задачу. Например, созданы специальные трансферные залы. И спрос со стороны авиакомпаний на такой формат работы есть. Это не только «Азимут», который является нашим базовым перевозчиком. Это и «Победа», и UTair, и, частично, «Россия», — добавляет Чудновский.

Обратная сторона этой медали — необходимость «отбить» вложенные в столь масштабный проект инвестиции. А Платов, напомним, обойдётся «Аэропортам регионов» в 19 млрд рублей. Соответственно, авиакомпании, признаёт Чудновский, в новом аэропорту начнут платить больше, чем в действующем.

— Авиакомпании с понимаем относятся к тому, что тарифы должны вырасти. Безусловно, им это не нравится, но они понимают, что это новый объект и совершенно другой сервис. Поэтому, конечно, тариф получается весьма увесистым. Нас попросили растянуть повышение цен на три года, и это будет сделано. Но и это не сделает нас хуже Краснодара. Мы останемся в рамках конкурентной среды юга России, — заверил он.{{voter}}

Очевидно, что авиакомпании свои возросшие затраты также будут вынуждены «отбивать». И самое простое, что они могут для этого сделать — поднять цены на билеты.

#