Вслед за упразднением окружных управлений МВД может последовать и реформа деятельности полпредств президента РФ. Об этом со ссылкой на источники в федеральном правительстве сообщили сразу несколько российских изданий.
Называются три сценария развития событий: полпредства будут упразднены полностью; половина полпредств будет сокращена, вторая останется, но размеры подконтрольных им округов увеличены до размеров округов военных; и наконец, полпредства как были, так и будут, но в них произойдёт существенное сокращение штатов и изменятся функциональные обязанности.
Сценарий с упразднением полпредств эксперты считают наименее вероятным, хотя реплики о ненадобности раздавались с самого начала образования округов и введения должностей полпредов.
«У полпреда самая благодатная должность — фактически ни за что они не отвечают и при этом контролируют губернаторов», — упирали сторонники этой точки зрения.
И тем не менее член регионального штаба ОНФ в Ростовской области Михаил Попов считает, что для упразднения «президентского ока» пока нет причин.
— Для упразднения нужны предпосылки, а их я пока не вижу. Зато хорошо видна общественно-политическая напряжённость на границах нашей страны, и в этот момент упразднять координирующие надрегиональные структуры, распыляя их координирующие полномочия, как мне кажется, будет не совсем своевременно. Косвенным подтверждением этого может служить образование нового округа КФО с назначением полпреда Белавенцева, — поделился мнением с donnews.ru Михаил Попов.
Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Бессонов также полагает, что полпредства не упразднят, более того, он уверен, что такая структура необходима, поскольку позволяет лучше отслеживать ситуацию в регионах.
— Страна у нас большая, а из Москвы уследить за тем, что происходит в регионах, непросто, — аргументирует депутат.
Коллега Бессонова по Госдуме справоросс Михаил Емельянов вообще назвал информацию об упразднении полпредств «досужими домыслами».
Второй сценарий — сокращение ряда полпредств и расширение федеральных округов до размера округов военных. В пользу этого варианта высказался эксперт Znak.com в силовом ведомстве. В качестве аргумента он приводит пример планомерного сокращения и увеличения размеров военных округов в стране. Так, если в 1998 году их было восемь, то теперь осталось четыре – Западный, Южный, Центральный и Восточный со штабами в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Хабаровске.
Примечательно, что приведение гражданских структур в соответствие с военными может расцениваться как переход страны на особый режим, когда в случае войны органы власти могут быть частично переподчинены военным. А перекройка федеральных округов под военные позволит избежать управленческих нестыковок при принятии такого решения.
По мнению руководителя Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, укрупнение федеральных округов до размеров округов военных в целом укладывается в логику мобилизационной модели, на которую переходит Россия.
«В то же время такому решению можно возразить, — говорит Минченко в интервью Znak.com. — Если сохранятся лишь четыре больших федеральных округа, это будет значить, что каждый полпред станет отвечать в среднем за двадцать регионов, а это слишком много направлений работы для одного руководителя. Структуры могут получиться слишком громоздкими», — резюмировал эксперт Znak.com.
И наконец, третий сценарий развития событий — полпредства упразднены не будут, но они станут более компактными и функции у них изменятся. Это, по мнению Евгений Минченко, наиболее вероятный сценарий развития событий.
— Функционал полпредств изменится, он станет более силовым, нежели социально-экономическим. Не исключено, что будут меняться и персоналии: мы же видим, что идёт «генеральский призыв», — прокомментировал ситуацию эксперт.
Последнее «генеральское» назначение произошло на днях: полпредом в СКФО назначен генерал-лейтенант Сергей Меликов, сменивший гражданского Хлопонина. Двумя месяцами ранее должность полпреда в Крымском федеральном округе получил вице-адмирал Олег Белавенцев.
В то же время Евгений Минченко скептически отнёсся к возможной смене руководства в полпредстве ЮФО.
— Бывший генпрокурор, пожалуй, самый незаметный полпред из всех, но я полагаю, что его смена вряд ли произойдёт. Ведь хорошо известно, что он находится в родственных связях с Сечиным, — отметил Евгений Минченко в интервью donnews.ru.
Примечательно, что смена направлений в деятельности полпредств случалась уже не раз.
В мае 2000 года, когда Владимиром Путиным были утверждены федеральные округа и назначены полпреды, в их обязанность входил контроль за исполнением решений центра в регионах, кадровой политикой, а также приведение местного законодательства в соответствие с федеральным.
Спустя пять лет, когда в России были отменены выборы губернаторов, функции полпредств расширились — теперь они предлагали президенту кандидатов на посты глав регионов. Другой вопрос: насколько были самостоятельны полпреды в подборе кандидатов.
Примечательно, что спустя четыре года подбор кандидатов был отдан партии, побеждавшей на выборах в парламент (читай — «ЕР»).{{voter}}
В январе 2010 года из состава ЮФО был выделен восьмой, Северо-Кавказский федеральный округ. В том же 2010 году главными задачами полпредов стали усиление борьбы с кризисом и побуждение губернаторов к более активной модернизации экономики.
На сегодняшний день главными задачи полпредов являются мониторинг и контроль за исполнением майских указов, в том числе координация федеральных, региональных и муниципальных структур.
Поделиться: