Семья Елены Тимониной бежала в Новочеркасск из украинского Донецка ещё в феврале. Но до сих пор женщина не может без дрожи в голосе говорить о том, насколько страшно было в Украине. Журналист donnews.ru встретился с Еленой и узнал, как ей живётся на новом месте.
Машину украинки перевернули вверх дном
Вместе с мужем, тремя детьми и матерью Елена покинула свою родину за считанные часы.
— Я должна была переехать в Киев на новую работу. 21 февраля мы с мужем были в Киеве. В этот день стало понятно, что подписанный трёхсторонний договор — это просто бумажка. Мы увидели, как начинают разворачиваться события. Когда мы возвращались из Киева в Донецк, на постах стояли уже совсем другие люди — с жёлтыми повязками, с автоматами. Они без всяких оснований потребовали предъявить документы. А муж же русский, и все его документы — паспорт, права на машину — все российские. В Украине у него был вид на жительство. Хорошо, что у меня с собой было удостоверение многодетной матери и я знаю украинский язык. Я кое-как смогла убедить их отпустить нас. Машину нашу всю побили. К счастью, сами мы не пострадали, но тряслись потом до самого дома. Там схватили детей, маму и приехали в Новочеркасск.
По словам Елены, возвращаться на Украину у неё нет желания: страшно за свою жизнь и жизни детей. Кроме того, постоянно издаются совершенно неконституционные законы, в стране хаос. Никто не может сказать, что будет через десять минут.
— Там становится всё страшнее и страшнее, просто на физическом уровне. Мои дети должны расти в безопасной стране, в нормальном обществе с нормальными идеалами. А то, что происходит на Украине, я не считаю нормальным. Не жалею ни секунды, что мы уехали оттуда, несмотря на то, что здесь нам материально очень тяжело, несмотря на то, что мы спим на полу, едим, может быть, не то, что привыкли. Но это временные трудности, что делать...
Сейчас Елена живёт в одной из новочеркасских гостиниц. Номер ей выделила мэрия.
— У нас в Новочеркасске живут очень дальние родственники. Сначала мы жили у них, потом снимали квартиру. Сейчас деньги закончились, поэтому мэрия пошла нам навстречу и выделила жильё в гостинице. Сейчас всю семью обеспечивает муж. Он проходит стажировку, надеюсь, что в ближайшее время он приступит к работе, — рассказала Елена. — Я квалифицированный специалист, последние лет десять работала антикризисным менеджером. Такие специалисты везде нужны, поэтому надеюсь, что и здесь смогу устроиться на работу и зарабатывать деньги так же, как это было на Украине. Но если там неважно, официально ты оформлен или неофициально, у вас же мне все говорят: «Получите документы, и потом будем разговаривать дальше».
— Детей в школу тоже мэрия помогла устроить?
— Когда мы пришли в школу и объяснили ситуацию, нас вообще без всяких вопросов взяли. Так как у нас многодетная семья, мэрия помогла со школьными обедами, дети питаются в школе бесплатно. За это хочу и школе, и мэрии сказать спасибо.
В Донецке одни ждут Путина, а другие его боятся
Неделю назад Елена Тимонина ездила в украинский Донецк, пыталась решить финансовые вопросы. Здание Донецкой областной администрации обнесено колючей проволкой, там до сих пор ждут штурма.
В Донецке, по словам Елены, ситуация отличается от Луганска, Славянска или Краматорска. Город не так вооружён и не так сплочён. Жители Донецка зажиточнее, и они могли бы оказать помощь, поддержать ополченцев, но многие из них — на стороне нынешней власти.
— Эти люди, возможно, надеются, что удастся отсидеться, перекраситься... Конечно, есть те, кто действительно за единую Украину. Но о какой Украине идёт речь? Её нет и, по большому счёту, никогда не было. На Украине со времён распада Советского Союза все работают «в чёрную». У большинства налажены какие-то схемы, связи, где-то что-то подмазано, подкручено… И рушить это никто не хочет.
По словам Елены, многие жители Донецка относятся к киевской власти негативно. Но она далеко, а те, кто сидят на баррикадах — близко. Именно поэтому ополченцы для них — враги.
— Мне страшно от деградации людского духа, которая сейчас происходит. Эти люди улыбались, разговаривали, были милыми-приветливыми, а на самом деле в их душах и головах творилось бог знает что. Я спрашиваю себя: за что такое испытание Украине? Единственный ответ, который я нашла на этот вопрос, наверное, такой: это должно было случиться, чтобы у многих открылись глаза. Ситуация на Украине показала всю степень бездуховности, оглуплённости и лени, до которой можно дойти. Все пороки вылезли наружу. Если раньше ты мог догадываться о чём-то, то сейчас ты уже понимаешь, кто герой, а кто предатель. К сожалению, сейчас время предателей.
Украинка недоумевает, почему многие её друзья, одноклассники даже не пытаются разобраться, кто прав, а кто виноват. Они лишь вешают клейма, называя людей «колорадами», «сепаратистами». Они ходят с гордым видом, называют себя патриотами Украины. Но кто тогда мирные жители? Предатели?
— Политические разногласия бывают везде. Ты можешь быть за одного, а я за другого, но мы при этом остаёмся друзьями. Но в обществе настолько глубокое разделение произошло... Ненависть с обеих сторон достигла предела. Конечно, есть равнодушные, но большинство людей настроено очень радикально. И каждая сторона считает себя правой.
— В Донецке ждут российские войска?
— Некоторые хотели этого с самого начала. Это те, кто относится с уважением к Путину как к политику и понимает, что то, что он делает, на самом деле правильно. А есть часть населения, которая имеет просто повёрнутые мозги, опять-таки благодаря той пропаганде, которая ведётся в СМИ.
Вот, к примеру, когда я была там последний раз, я столкнулась со своей подчинённой, пенсионеркой. Она совершенно искренне мне говорит: «Боже мой, мы так боимся, что нас Путин завоюет! Там же такая нищета в России, там такие высокие цены. Когда они нас завоюют, мы умрём все с голоду». Когда я спросила, откуда она всё это взяла, она мне совершенно бесхитростно ответила: «Ну, об этом же по телевидению постоянно рассказывают».
В Ростовской области статус беженца до сих пор никто не получил
Елена надеется, что с её семьёй всё будет хорошо. Она готова переехать куда угодно, лишь бы семья получила статус беженцев. Пока же у неё нет ни прописки, ни русского паспорта, ни работы. И надежда, что кто-то поможет, тает с каждым днём.
— В Ростовской области нет ни одного человека со статусом беженца. Это мне сообщили в Ростовской ФМС. Сотрудники ФМС сами не знают, что делать. Чтобы мы этот статус получили, нужно представить справку из Украины, что там идёт реальная война. Но официально это называется массовыми беспорядками. Я не знаю, что должно случиться ещё на Украине, чтобы было подтверждено, что там война! А у кого мне её брать? У бандеровца, что ли?
Руководство страны и регионов не уставало говорить о том, что поддержит тысячи украинцев, переехавших в Россию. Но никакой реальной помощи на государственном уровне нет. Равно как и нет никого, кто бы мог проконсультировать, рассказать, что делать беженцам, куда обращаться, как им быть дальше.
— Закон о гражданстве приняли, подписали, но он же не работает. Механизма, который бы показывал, как он должен работать, нет. Все сотрудники ФМС сидят и плечами пожимают. У них у самих больше вопросов, чем ответов. Чтобы получить гражданство, мне нужно прожить в России пять лет и чтобы была прописка. А всё, что мне светит в ближайшие годы, — это снимать квартиру и скитаться по чужим углам. Я понимаю, что сама выбрала такой путь. Но, с другой стороны, вы все говорите о гуманности, всем вам нас жалко, мол, приезжайте. Мы приехали — и что дальше?
Чтобы нотариально перевести все документы с украинского на русский, требуется время и деньги. Перевод каждого паспорта начинается от 500 рублей, медсправки — от двух тысяч. А где украинцам взять деньги, если они не могут устроиться на работу, пока не будет документов? Получается замкнутый круг. По словам Елены, она не просит ни у кого денег, она просит дать ей возможность эти деньги зарабатывать для своих детей. Но даже этой возможности российское государство дать ей не может.
Спонсор новости:
http://nesiditsa.ru - клуб желающих переехать. Всем, кого манит юг и черноморское побережье, рекомендуем Новороссийск.
Поделиться: