В 2012 году представители ресурсоснабжающих организаций и поставщики ЖКУ обратились к губернатору Василию Голубеву с предложением создать в Ростове на базе одного из двух крупнейших расчётных центров — ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» и МУП «ЕИРЦ» — единое учреждение.
Губернатор предпринимателей выслушал, предложение принял и дал соответствующее указание министерству ЖКХ области. Прошло два года, а единого центра до сих пор нет.
Тем временем бизнес, уже не надеясь на власть, стал активно отказываться (частично или полностью) от услуг расчётных центров, создавая собственную абонентскую службу и переходя на прямые расчёты с потребителями.
Так, в начале августа ростовский «Водоканал» на официальном сайте объявил, что уходит от ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» в автономное плавание. Причём сделано это было уже во второй раз: полтора года назад водники стали работать напрямую с жителями частных подворий, а теперь и часть жителей многоквартирных домов будут платить за потреблённую воду без посредника. В официальном сообщении объяснялось, почему после долгих лет сотрудничества водники расстались с «ИВЦ ЖКХ».
«Переход на прямую форму расчётов осуществлён «Водоканалом» для удобства абонентов. Жители указанной части многоквартирного жилого фонда Ростова-на-Дону теперь могут оплачивать услуги напрямую предприятию, которое их предоставляет, оперативно решать в «Водоканале» вопросы, возникающие при расчётах. Квитанции ОАО «ПО Водоканал» с логотипом предприятия и его реквизитами нужно оплачивать, не сомневаясь, что деньги дойдут до водоснабжающей организации», — говорится в сообщении.
Любопытно, что полтора года назад, когда водники впервые отказались от услуг «ИВЦ», Александр Скрябин, будучи гендиректором предприятия, недвусмысленно давал понять, что одна из причин ухода от расчётов через посредника — непрозрачность платежей, точнее, отсутствие у поставщика возможности лицезреть базу данных, по которой ведётся начисление платежей.
Сейчас в качестве одной из причин перехода Александр Скрябин назвал то, что ОАО перешло на прямые расчёты там, где оплата велась через ненадёжные управляющие компании.
Как рассказала donnews.ru начальник абонентской службы ГУП «ИВЦ ЖКХ» Надежда Рындина, с уходом «Водоканала» они потеряли около 30 тысяч лицевых счетов.
— Наши клиенты ушли, так и не сообщив причины ухода, хотя от представителей «Водоканала» на качество нашей работы не было нареканий, — посетовала Надежда Рындина.
Ростовский «Водоканал» — не первая организация, которая перешла на прямые расчёты с потребителями. Пионерами среди ресурсников стали газовики из «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».
Примечательно, что от посредников уходят не только крупные ресурсоснабжающие организации, но и управляющие компании. В ГУП «ИВЦ ЖКХ» это подтвердили, но назвать число управляющих компаний, перешедших на прямые расчёты с ресурсниками, отказались.
О причинах, по которым УК уходят от посредника, рассказали корреспонденту donnews.ru в абонентской службе ООО «Квадро». Собственная абонентская служба и собственная клиентская база в «Квадро» были созданы в 2009 году, до этого два года компания работала с МУП «ЕИРЦ».
— Первая причина — неоперативность. Чтобы внести изменения в документацию, например заменить фамилию собственника, требовался едва ли не месяц. Мы у себя это делаем за один день. То же самое касается любых корректировок, в том числе финансовых. Вторая причина — большие переходящие остатки. Так, если платежи в «Квадро» принимают до 20 числа, то в МУП «ЕИРЦ» — до 10 числа. И начиналась карусель: сначала надо было выяснить, какую именно сумму нам должны. Потом, выяснив сумму, необходимо было писать письма, чтобы деньги перечислили. На всё это уходило огромное количество времени. И наконец, наша компания должна была платить 3% банку за перевод средств. Это очень приличная сумма, учитывая, что мы обслуживаем около 5 тысяч лицевых счетов, — рассказала представитель абонентской службы.
Однако, несмотря на очевидные преимущества для самих управляющих компаний, есть опасение, что подобная самостоятельность может привести к печальным последствиям как для поставщиков услуг, так и для рядовых плательщиков, отметил директор ОАО «Чистый город» Сергей Пухкалов.
— Мы с вами уже не раз были свидетелями, как компании собирали деньги с людей за услуги, а потом растворялись. Этого можно было бы избежать, создав единый мощный расчётный центр. И желательно, чтобы это была государственное учреждение. Это позволит создать максимально полную и доступную для всех клиентскую базу и строго отслеживать финансовые потоки, не позволяя им уходить в неизвестном направлении, — отметил Сергей Пухкалов.
В региональном министерстве ЖКХ согласились, что единый центр удобнее как для ресурсоснабжающих организаций и УК (ТСЖ), так и для населения.{{voter}}
«Однако в настоящий момент федеральное законодательство не предусматривает функционирования единого расчётного центра. Более того, во главу угла ставится развитие конкуренции во всех сферах экономики в глобальном понимании этого термина. Учитывая принятие закона № 209-ФЗ «О государственной системе жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому не позднее 1 февраля 2016 года в России должна заработать государственная информационная система ЖКХ, а также будет создана единая квитанция, формирование единого расчётного центра явится логичным продолжением исполнения данного ФЗ», — говорится в официальном ответе министерства ЖКХ региона.
Поделиться: