Борьба с такими негативными общественными явлениями, как нетерпимость, рост радикальных настроений, ксенофобия и агрессия, напрямую связана с вопросами безопасности, ответственность за которые прежде всего лежит на государстве, убеждён Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса. Будучи непримиримым борцом с любыми проявлениями нетерпимости и особенно – антисемитизма – Вячеслав Моше Кантор при этом не раз заявлял, что не считает главными методами этой борьбы силовое воздействие. Разумеется, без правоохранительных органов и обеспечения физической безопасности граждан и организаций не обойтись, однако в сфере идеологии и общественных настроений куда более важную роль играют законы, а также официальная позиция властей по тому или иному вопросу. И изменения, направленные на борьбу с тем или иным негативным явлением в общественной сфере, должны также быть направлены на законодательную сферу.
Чтобы бороться с ненавистью и нетерпимостью, официальные власти должны прежде всего признать проблему, заявляет Вячеслав Моше Кантор. К счастью, многие европейские государства на сегодняшний день уже пришли к этому. В частности, недавнее принятие Декларации о борьбе с антисемитизмом Советом ЕС подтверждает, что государства на официальном уровне признают давно назревшую и вполне реальную проблему преследований и притеснений, с которой сталкиваются евреи в современной Европе. Особенная роль государства также заключается в том, чтобы противодействовать преступлениям на почве нетерпимости, в том числе посредством оптимизации системы пресечения, выявления и наказания за подобные преступления. В последнем вопросе немаловажное значение отдаётся нормативной базе, в том числе наличию единых правовых норм и определений. В этой связи сам Вячеслав Моше Кантор на самых высоких уровнях Европы на протяжении нескольких лет призывал власти к принятию единого рабочего определения антисемитизма, разработанного экспертами IHRA (Международный альянс памяти Холокоста).
Отсутствие на государственном уровне и в идеале – на уровне всей Европы единого определения антисемитизма Вячеслав Моше Кантор считает действительно весомой проблемой, поскольку это является явным пробелом в правовой сфере. Единство законодательной базы в этом вопросе предельно важно. Во-первых, это позволит правоохранительным органам и судебным инстанциям адекватно оценивать и разбирать преступления на почве антисемитизма. Во-вторых, в отсутствии такого определения остаётся лазейка для самих антисемитов интерпретировать этот вид нетерпимости так, как им угодно. Помимо этого, убеждён Вячеслав Моше Кантор, сам факт принятия определения антисемитизма на государственном уровне станет сигналом для проживающих в этом государстве евреев о том, что их проблемы признаются властями и будут решаться.
На данный момент единое рабочее определение антисемитизма уже одобрено Европарламентом, однако ещё не принято на государственном уровне в каждой из стран Европы. Стоит отметить, что ещё до решения депутатов Европейского парламента за официальное принятие определения выступила Великобритания, и Вячеслав Моше Кантор приветствовал это решение, призвав остальные европейские страны последовать данному конструктивному примеру. Более того, решение о принятии единого рабочего определения антисемитизма на уровне всего Евросоюза было включено и в упомянутую уже Декларацию о борьбе с антисемитизмом.
Поделиться: