Министр связи Ростовской области Герман Лопаткин заявил, что проект по внедрению универсальной электронной карты (УЭК) так и не взлетел. Жители региона, вопреки ожиданиям, не выстроились в очередь за заветным куском пластика.
Напомним, универсальная электронная карта совмещает в себе несколько документов: паспорт, полис ОМС, страховое пенсионное свидетельство. Суть проекта заключается в том, чтобы с помощью терминальных устройств каждый мог получить необходимую услугу в любой точке страны без очередей и хождения по инстанциям. Например, оплатить государственные, муниципальные и коммерческие услуги, в том числе ЖКХ, а также билеты, покупки в магазине и так далее.
По словам Лопаткина, идея проекта была хороша, но прежде чем агитировать жителей получать карты, стоило сначала создать необходимую инфраструктуру, без которой те немногие, кто всё-таки получил УЭК, только разочаровались в проекте.
— У меня самого есть карта, но зачем она мне? — задался риторическим вопросом Лопаткин.
Между тем с 2012 года на внедрение проекта в бюджете Ростовской области предусматривалось по 18 миллионов рублей ежегодно.
— Спасибо маме и папе за мою сдержанность. Я эти деньги не спешил направлять на УЭК, они были вложены в региональные проекты, которые действительно работают и дают результат, — сообщил министр связи.
По его словам, с 2012 года, когда в регионе начали тестировать карту, было затрачено всего порядка 2,5 миллиона, так как карты заказывались не впрок, а только по факту поданных жителями области заявок. Ведь по закону каждый гражданин имеет право бесплатно получить УЭК за счёт регионального бюджета.
При этом министр отметил, что Гознак печатает карты с большим опозданием: по закону на их выдачу даётся месяц, а на деле получается два-три месяца, что также вызывало раздражение у граждан.
Ранее также планировалось с 1 января 2014 года выдавать карту всем гражданам, кроме отказавшихся от её получения по умолчанию. А для отказа от карты нужно было написать заявление. Но в процессе выяснилось, что выдать карту по умолчанию невозможно, ведь требуется личное присутствие гражданина для того, чтобы сфотографироваться и взять образец подписи. После изготовления карты также требуется личное присутствие — для получения карты и конверта с пин-кодами, которые в соответствии с правилами требуется вручать лично гражданину, сверив его личность с паспортом, то есть УЭК нельзя передавать через третьих лиц или посылать по почте. Так что от обязаловки пришлось отказаться.
Кроме того, вариант карты, представленный сейчас, является лишь слабым подобием того амбициозного документа, который представляли себе граждане, информированные о планах государства. Пока ею можно только оплачивать услуги в отдельных магазинах и центрах, которых по России не так много; а вот все остальные возможности, которые должна была предоставлять УЭК, — проезд на транспорте, регистрация в поликлиниках, больницах и госучреждениях, упрощение документооборота — так и остались недоступны.
Карта серьёзно упрощала бы взаимодействие с любыми муниципальными и государственными службами. Однако для этого все социальные, административные, лечебные и прочие учреждения и многофункциональные центры требовалось оснастить специальными терминалами, которых за прошедшие три года так и не появилось. ОАО «Универсальная электронная карта», выбранное правительством России как координатор и оператор проекта по внедрению универсальной электронной карты, процесс создания необходимой инфраструктуры так и не наладило.
Стоит отметить, что «не взлетел» проект не только в Ростовской области. В целом по России получить карты захотели лишь около шестисот тысяч человек. И вряд ли число желающих сильно увеличится: с июля этого года жители Ростовской области уже смогут начать получать электронные паспорта.
Поделиться: