Команда ДГТУ DSTU-Robotics заняла 6-е место на соревнованиях роботов ABU Robocon. Соревнования проходили во Вьетнаме с 16 по 20 августа. Ростовчане успешно преодолели групповой этап, но в 1/4 финала уступили хозяевам — вьетнамцам. Результат, показанный DSTU-Robotics, стал лучшим за всю историю участия российских команд в этом престижном турнире. Об участие в конкурсе, а также о том, как развивается робототехника в России, donnews.ru рассказал руководитель команды Алексей Гонноченко.
Для участия в конкурсе мы создали двух роботов, которые перемещаются на колёсах по полю и выполняют определённые операции. Специальными «клешнями» нужно было перекладывать предметы, передавать их от робота к роботу. Один робот управлялся человеком, второй действовал автономно. Задача была одинаковая для всех команд, и побеждал тот, кто выполнит её быстрее всех и без ошибок. Мы немного усовершенствовали наших роботов: решили использовать в них пневматику, а в качестве ресиверов сжатого воздуха поставили обычные пластиковые бутылки.
В команде DSTU-Robotics — студенты ДГТУ с 1-го по 4-й курс, среди них только одна девушка. Елена Гущина — новичок, но отлично влилась в команду. Ребята учатся на факультете «Автоматизация, мехатроника и управление», на кафедре робототехники и мехатроники. Так что их увлечение связано с их будущей профессией.
Из России было только три команды, из них реальный конкурент — только Саратов. Команда из Новосибирска привезла только двух роботов из типового конструктора. При этом самое обидное, что, например, от Непала, а это бедная страна, в отборе на Robocon участвовали 15-20 команд. От Индии — 80! А во всей большой России с её несколькими сотнями вузов всего лишь три вуза нашли возможность подготовить команды для соревнования. Это печально, потому что такие поездки — фактически единственный способ узнать, как нужно делать роботов, как они должны выглядеть. В России посмотреть особо нечего: нет конкуренции идей, нет конкуренции разработок. Вот, у Саратова было несколько идей, которые можно будет применить в следующем году, пока они их реализовать не смогли. У них техническая база гораздо хуже: ребята готовились к конкурсу в гараже. У нас хотя бы есть своё небольшое помещение.
На самом деле мне непонятно, почему другие российские команды бояться ехать на Robocon. Не такой уж это страшный зверь. В России из соревнований развит только конкурс мобильных систем, в прошлом году там было примерно 30 команд. Но там задачи гораздо проще, чем на Robocon, в первую очередь с конструкторской точки зрения. В следующий раз в качестве приза обещают «Газель». Её подарят для того, чтобы победитель мог переквалифицироваться и развиваться в направлении создания автономных транспортных средств — превратить «Газель» в российский Google-мобиль.
Компания Google получила лицензию, и их беспилотные машины могут спокойно ездить по дорогам в общем потоке транспорта. Они проходят тестовую обкатку — их раздали сотрудникам Google, и они на них ездят на работу. Развитие робототехники зависит от развития страны: для кого это ещё далёкое будущее, а, например, для США — уже сегодняшний день.
Команда из Китая в лидерах, но по стечению обстоятельств они не выставили свою команду на Robocon. Зато на своих региональных соревнованиях китайцы все основные задачи выполнили за 29 секунд. Даже команде Японии, которая в этом году заняла первое место, на выполнение задач понадобилось 50 секунд. Нам до Китая ещё очень далеко.
Очень сложно сказать, каким образом Китай достигает таких высоких результатов. Не стоит забывать, что Япония — демократичная страна, а в Китае коммунизм. Методы решения задач немного отличаются. В то время как японцы просто получают удовольствие и учатся, для китайцев это дело принципа — быстрее, выше, дальше. Возможно, ребят снимают с занятий и они целыми сутками занимаются только робототехникой. Но уровень китайской команды действительно колоссальный.
Нас постоянно спрашивают: а почему вы не заняли первое место? Я отвечаю: китайцы в этом году потратили на подготовку к соревнованиям 250 тысяч долларов, а мы — 250 тысяч рублей. При этом детали мы покупаем у того же Китая по завышенным ценам. В итоге у нас в 300 раз меньше средств на реализацию проектов. При этом от нас хотят, чтобы мы победили китайцев.
У большинства иностранных команд уровень подготовки очень высокий — а нам ещё учиться, учиться и учиться. За границей робототехника шагнула далеко, и чтобы догнать лидеров Robocon, при должной поддержке и финансировании нам понадобится минимум года три. Но в нынешних условиях я сомневаюсь, что это возможно.
Роботов начинают внедрять где угодно. Достаточно перспективно будет развиваться в ближайшее время ввод бытовых роботов. Сейчас роботы — это чаще всего игрушки, но первый робот-пылесос уже начинает раздвигать границы применения роботов в быту. Скорее всего, роботы будут внедряться в жизнь через сервисные операции. Это тот же самый Google-мобиль, который ездит самостоятельно. Роботы будут доставлять товары из магазинов, выполнять простые операции по дому, например уборку.
Современные роботы особым интеллектом не отличаются. Несмотря на большие достижения в области искусственного интеллекта, пока трудно вложить достаточную мощность в компактное устройство. Поэтому большинство роботов работают по заранее заложенной жёсткой программе.
Мы стараемся работать и над коммерческими проектами. Сейчас по заказу чебоксарских предпринимателей мы разрабатываем робота, который мог бы проводить диагностику канализационных труб.
Ребята из нашей команды получают огромный опыт. После работы в робоклубе наших ребят приглашают на ведущие предприятия. Хотя опыта у них формально нет, их берут на зарплату, соответствующую годовому стажу работы. Один из наших бывших учеников работает в РНИИРС (Ростовский научно-исследовательский институт радиосвязи), занимается программированием. Тем нашим ребятам, которые ещё учатся, тоже предлагали работу на полставки с достаточно хорошей зарплатой.
Я прекрасно понимаю, что Россия очень сильно отстала в этой области, как в плане разработок, так и в плане технологической базы. Поэтому моя главная мечта — собрать команду и создать конструкторское бюро, которое бы занималось действительно серьёзными задачами.
Поделиться: