Некоторое время назад российские власти приняли решение, что гарантированные глубины судового хода на территории всей европейской части страны должны составлять не менее 4 метров. Это касается и Дона, именно для этого, в частности, строится Багаевский гидроузел. Однако, говорят эксперты, для Дона такой глубины мало.
По словам директора ООО «Морское агентство «Интерагент» Олега Сидоркина, проблема в том, что федеральные власти не учли при принятии такого решения того факта, что в устье Дона регулярно дуют сильные восточные ветра.
— При влиянии восточных ветров в осенний период глубина на участке от Аксая до Азово-Донского судоходного канала падает ниже 4 метров и весь флот — и местный, и транзитный — прекращает своё движение, — говорит он.
Отсюда возникло предложение сделать для этого участка Дона исключение и определить, что гарантированная глубина здесь должна быть 4,5 метра. Это мнение, как известно, разделил губернатор Ростовской области Василий Голубев. В январе этого года, принимая участие в Морской коллегии при правительстве РФ, глава региона поднял этот вопрос. И, говорит Сидоркин, недавно губернатор получил на этот счёт официальный ответ от замминистра транспорта РФ, руководителя Росморречфлота Юрия Цветкова.
— В ответе говорится, что необходимости в дополнительных работах по содержанию судового хода нет. А предлагаемые решения по увеличения гарантированной глубины до 4,5 метров потребуют выполнения масштабных работ по строительству судоходного канала реки Дон, а также реконструкции Азово-Донского судоходного канала, — рассказал Сидоркин. Иными словами, Ростовская область получила отказ.
При этом, продолжает Сидоркин, необходимая глубина в 4,5 метра взята им не с потолка. На судоходство на Дону, к примеру, влияет также и ростовский железнодорожный мост.
— При силе ветра 15 метров в секунду и выше, мост прекращает разводку и движение судов соответственно останавливается, — поясняет он. — Так вот при силе ветра примерно в 14 метров в секунду глубина в Дону падает до 3,5 метров. Таким образом, при углублении до 4,5 метров и при таком ветре как раз и будет обеспечиваться гарантированная глубина в 4 метра. Сверх этого что-то делать нет смысла, потому что дальше вступают в силу другие факторы {имеется ввиду развод железнодорожного моста} и движение судов всё равно прекращается.
Однако, пояснил и. о. директора Азовского бассейнового филиала «Росморпорта» Андрей Вахрушев, всё не так однозначно.
— Существует два противоположных мнения и оба высказываются понимающими в этом деле экспертами. Одни говорят, что надо делать 4,5 метра. Вторые же утверждают, что если мы сейчас это сделаем, то через 50 лет получим проблему с проседанием русла реки и надо будет строить ещё один гидроузел, например Азовский, — говорит он.
Таким образом, чтобы однозначно ответить на вопрос нужно ли углублять Дон в районе Азово-Донского судоходного канала, нужно провести серьёзную научно-изыскательскую работу. Которую пока никто и не планирует финансировать. В итоге выяснять хватит или нет этому участку глубины в 4 метра предстоит исключительно на практике.

Поделиться: