Правительство России впервые выразило готовность отказаться от хронически убыточных пригородных железнодорожных перевозок, а жителям самых проблемных регионов пересесть на автобусы. По сообщению «Коммерсанта», на совещании с участием премьер-министра Дмитрия Медведева была одобрена концепция по развитию пригородного сообщения, предложенная Минэкономразвития РФ.
Документ предлагает сохранить за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры, а за регионами — долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний (ППК). Но при этом документ впервые закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения. Если документ будет принят, все регионы, кроме Москвы и Петербурга, смогут пересмотреть объёмы заказов на пригородные жд-перевозки и инвестировать в наиболее эффективные виды сообщения, например автобусы.
Пригородное сообщение хронически убыточно. В 2013 году оно было прибыльным только в Москве, Подмосковье, Петербурге и Адыгее. Остальные регионы должны компенсировать ППК разницу за установление тарифов ниже себестоимости, но им было выплачено только 50% от необходимой суммы — 7,7 млрд рублей. На 2014 год субъекты заложили в бюджет 7,2 млрд из необходимых 16,8 миллиардов.
Наименее платежеспособными являются Забайкалье, Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия. С начала года ОАО «РЖД» уже отменило около 230 электричек. При этом ППК платят только 1% за пользование путями, остальное государство компенсирует ОАО РЖД в виде субсидий. Но при потребности в 32 млрд рублей в этом году монополия получит только 24,4 млрд рублей. Предполагается, что сумма будет зафиксирована на 15 лет, но тогда электрички могут стать убыточными даже в Москве.
В Ростовской области также планировалось отменить 54 пригородных электрички. А ведь именно пригородными электричками огромное количество работников и учащихся добираются в Ростов и обратно. Только с левого берега Дона ежедневно ходит 21 электричка. Теперь же, после закрытия Ворошиловского моста, потребность в пригородных поездах только возросла: маршрутки и автобусы просто не справятся с таким наплывом пассажиров.Как сообщила donnews.ru заместитель генерального директора Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании (СКППК) Надежда Тащенко, это решение было по большей части связано с тем, что правительство Ростовской области не выполнило свои финансовые обязательства по заключённому с компанией договору — не компенсировало межтарифные расходы и не доплатило за проезд льготных категорий граждан. По словам Надежды Тащенко, за прошлый год правительство области задолжало СКППК более 34 млн рублей только за перевозку школьников.
Однако губернатор Ростовской области Василий Голубев пообещал не допустить отмены электричек, а объём субсидирования областным бюджетом пригородных перевозок довести до 248 млн рублей. За счёт этих средств должен возмещаться проезд региональных льготников, школьников и студентов, которые едут на электричке до места учёбы и обратно.
Потом, видимо, произошла небольшая проволочка и было объявлено, что 54 электричек область всё же лишится. А затем на сайте ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» появилось объявление о восстановлении отменённых с 15 марта электричек.
«Уважаемые пассажиры! На основании гарантийных писем правительства Ростовской области с 15 марта 2014 года временно восстанавливается движение пригородных поездов, курсирующих на территории Ростовской области, в полном объёме», — говорится в сообщении.
Губернатор Василий Голубев, в свою очередь, в ответ на вопросы ростовчан сообщил в своём микроблоге Twitter, что «сейчас идёт техническое исполнение уже принятого решения по внесению изменений в бюджет, выделению средств для компенсации перевозок».
Министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарёв в интервью агентству «Интерфакс» прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Область ежегодно увеличивает финансирование на это направление. Я проводил анализ, смотрел, как мы выглядим на фоне других субъектов – и у нас существенно выше эти выплаты, и РЖД это подтверждают, но хотят, чтобы мы размер выплат увеличили до максимума. Но мы действуем в рамках утвержденного бюджета. Сейчас их волнует, что у нас не заложены расходы на это направление в бюджете отдельной строкой, но губернатор в официальном письме подтвердил руководству Российских железных дорог, что мы выплатим им в 2014 году обещанные 68 млн рублей. Эта сумма выше, чем в прошлом году».
Таким образом, по словам Кушнарёва, планируется покрыть тарифную разницу между экономически обоснованной ценой и фактической. Ещё 140 миллионов рублей пойдут на перевозку льготных пассажиров и 40 миллионов на перевозку школьников. Итого — 248 млн рублей.
Так что пока пригородные электрички продолжат курсировать по Ростовской области. Но, возможно, если предложение Минэкономразвития РФ будет принято, региональное правительство предпочтёт вложить средства в другие виды транспорта — автобусы, или же в создание трамвайной сети, о необходимости которой говорят уже несколько лет.
Поделиться: