12,65₽
99,46₽
91,63₽

Ростов намерен поглотить Таганрог и Новочеркасск

Эти города войдут в состав Ростовской агломерации

Со временем Ростов-на-Дону станет огромным городом, который поглотит прилегающие к нему небольшие города и районы. При этом механического слияния территорий не произойдёт, каждый город, каждое поселение сохранят свою индивидуальность. В правительстве Ростовской области продолжается обсуждение вопроса создания так называемой Ростовской агломерации.

Агломерация — это объединение крупного города и прилегающих к нему небольших городов и поселений в единый мегаполис. При этом небольшие города и даже сельские поселения сохраняют юридическую и финансовую самостоятельность. В России о создании агломераций на федеральном уровне заговорили в 2007 году.

Историю вопроса изложил заместитель губернатора Сергей Трифонов.

— В федеральном Минрегионразвития было объявлено, что крупные агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России. Было выделено 20 территорий с населением от 1 до 17 миллионов человек, которые по экономическим, географическим, юридическим показателям вполне можно было назвать агломерациями. Ростов-на-Дону занял шестую строчку в этом списке, — сообщил заместитель губернатора.

В состав агломерации, кроме Ростова, должны войти Азов, Батайск, Таганрог, Новочеркасск, Аксай, а также четыре сельских района: Азовский, Аксайский, Мясниковский и Неклиновский. Её площадь займёт около 8 тысяч кв. километров, или 8% территории Ростовской области. Сейчас на этой территории живёт 1,8 миллиона человек, или около 40% населения области.

Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышёв перечислил выгоды, которые получит Ростов. Перенос сборочного производства и испытательного аэродрома «Роствертола» в Батайск освободит огромные территории в черте Ростова. Новое городское кладбище и полигон твёрдых бытовых отходов планируется перенести в Мясниковский район. При строительстве малоэтажного жилья для льготников используют территорию прилегающих районов, так как в самом городе земли для этого уже не хватает.

В обмен — создание инфраструктуры и транспортных коммуникаций для небольших городов и сельских районов, новых рабочих мест, рост налоговых поступлений в местные бюджеты. Из слов мэра можно сделать вывод, что создание неких элементов ростовской агломерации уже началось.

— Проект «Вода Ростова» разрабатываем с запасом мощности, которая Ростову не нужна, в расчёте на прилегающие территории. Проект «Декоративные культуры» разрабатывается с учётом интересов Аксайского района, — уточнил мэр.

Но проблема в том, что в современном законодательстве отсутствует такое понятие, как агломерация. В федеральные и областные законы придётся вносить изменения.

Генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева обратила внимание на то, что между различными муниципалитетами, которые войдут в агломерацию, неизбежно возникнут противоречия.

— В России пока нет единой модели для координации действий между муниципалитетами, нет опыта финансирования совместных проектов, нет опыта распределения доходов. Такую модель надо создать, причём такую, когда преимущества вхождения в агломерацию будут очевидно больше потерь, — считает Александра Игнатьева.

Идея агломерации — дать возможность жителям пользоваться благами цивилизации, которые раньше были доступны только жителям крупных городов, сформировать общий торговый, образовательный, культурный потенциал территорий, объединённый единой скоростной системой общественного транспорта.

Однако противоречия, о которых говорила гендиректор Союза российских городов, уже назревают, причём самые разные. Например, генеральные планы развития городов не совпадают, так как они не скоординированы. При их увязке Ростов может настаивать на своём, выгодном для себя варианте генплана, а Батайск или Азов — на своём. Кто их рассудит? Другой пример: ремонт дороги, проходящей через территорию нескольких субъектов агломерации, потребует организационной увязки и капвложений, которые потянут не все. Как тут быть?

И понравится ли Батайску перенос на его территорию испытательного аэродрома «Роствертола», а Мясниковскому району — ростовского кладбища и свалки?

Большие города будут недовольны тем, что на их плечи ляжет основная тяжесть строительства коммуникаций и инфраструктуры. Осторожное недовольство этим высказал мэр Ростова Михаил Чернышёв.

Возникают и другие вопросы, связанные уже именно с ростовской агломерацией. Так, вхождение в её состав Батайска, Аксая и Азова сомнений не вызывает, об этом говорят уже много лет. Но как видится авторам проекта вхождение туда Новочеркасска и особенно Таганрога, которые расположены от Ростова достаточно далеко? Ведь до любой точки агломерации житель должен ехать общественным транспортом не более двух часов. Как прикажете добираться за это время из Таганрога в Новочеркасск, которые, по замыслу, войдут в ростовскую агломерацию?

Ответов на эти и другие вопросы пока нет. Авторы идеи полагают, что ответы будут даны в ходе осуществления проекта.

Конкретных сроков создания агломерации тоже не называется, хоть разговоры о ней идут уже далеко не первый год. 

#