В ближайшее время у жителей донской столицы появится новая статья расходов — на воду, которая льётся с небес. Уже в августе мэрия планирует вынести на рассмотрение депутатов Гордумы «Правила пользования и присоединения к системе дождевой канализации». Будущий документ горячо и долго обсуждался в четверг на коллегии в администрации города.
Чтобы обосновать необходимость принятия таких правил, директор городского департамента автодорог Арам Егиазарян обрисовал нынешнее положение дел. Как выяснилось из доклада, положение довольно плачевное: большинство городских ливневых стоков остаются бесхозными, а их техническое состояние — крайне неудовлетворительным.
— Химический состав сбрасываемых сточных вод не контролируется, а предприятия — владельцы ливневых коллекторов — не платят за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, так как по закону не обязаны это делать. Такое положение дел привело к катастрофическому загрязнению Дона, Темерника и Мёртвого Донца, — сообщил Арам Арзуманович.
Несколько штрихов к печальной картине добавил директор МСП по эксплуатации искусственных сооружений Юрий Криволапов, сообщив, что очистных сооружений в городе всего восемь.
— Департаменту необходимо будет зарезервировать пятна для строительства очистных сооружений, и как можно быстрее начать строительство, — отметил Криволапов.
Что касается денег на строительство, то директор МСП предложил привлечь инвестиции регионов и стран Азово-Черноморского бассейна, которые автоматически попадают в зону загрязнения и, стало быть, заинтересованы в том, чтобы вода, текущая в моря, была чистой.
— Подобный опыт есть в Санкт-Петербурге, где помимо муниципальных средств использовались деньги российских и скандинавских предпринимателей. В итоге в проекте приняли участие 15 организаций, — поведал собравшимся Юрий Криволапов.
Впрочем, вопрос о том, сколько именно потребуется денег на строительство очистных сооружений и создание полноценной городской системы ливневой канализации, даже не поднимался. Но учитывая нынешнее состояние системы, речь будет идти о сотнях миллионов рублей, если не о миллиардах. Деньги потребуются на инвентаризацию объектов, восстановительные работы, содержание и текущий ремонт, выполнение требований экологического законодательства, разработку технической и иной документации.
Чтобы хоть немного сократить расходы, было предложено совместить «в одну трубу» канализацию хозяйственно-бытовую и ливневую. Но эту идею подрубили на корню: пропускная способность нынешних коллекторов на это не рассчитана.
Не праздный вопрос — о будущих тарифах. Как пояснил заммэра Ростова по строительству Владимир Иванов, решать, какой станет плата за подключение к ливневой канализации и пользование ею, будет доверено муниципалитетам.
— На первых порах можно установить временный тариф методом сравнения с аналогами, к примеру с «Водоканалом», — предложил Владимир Иванов, добавив, что постоянный тариф будет устанавливаться с учётом методики, которая будет принята в Москве.
Как выяснилось, платить придётся всем — и рядовым жильцам, дома которых будут подключены к системе ливневой канализации, и промышленным предприятиям. Последние смогут сэкономить, установив для сбора жидкости специальные ёмкости и используя воду для технических нужд.
Кроме решения финансовых вопросов, придётся многое изменить и в законодательной базе на уровне муниципалитета.
Примечательно, что один пункт из будущей программы уже известен точно: желающие строить новые объекты, будь то жилые дома или производственные помещения, впредь должны будут учитывать в проекте систему ливневой канализации — либо автономной, либо общей. Без этого, говорят в мэрии, разрешение на строительство выдавать не будут.
Поделиться: