Депутаты Заксобрания Ростовской области обвинили компанию «Аэрофлот» в ухудшении инвестиционной привлекательности региона. Дабы как-то исправить ситуацию, планируется жаловаться в федеральное правительство и ФАС РФ. Авиакомпания на диалог и уступки не идёт.
По словам депутата, а по совместительству главы Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря Буракова, проблема в ценах, которые «Аэрофлот» установил на перелёты между Москвой и Ростовом, а также в маршрутной политике компании.
— «Аэрофлот» — главный игрок на рынке воздушных перевозок Ростовской области, собственно, как и России. И компания, как нам кажется, стала злоупотреблять своим доминирующим положением. Иначе объяснить аномалии с ценами бизнес-классе не получается. Сейчас мы видим, что цены на маршруте Москва — Ростов, который крайне важен для бизнеса, равны или выше тех, которые есть у других компаний на перелёты в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Аргентину и Японию, — рассказал Бураков.
Он рассказал, что цена перелёта из Ростова в Москву бизнес-классом достигает 153 310 рублей. Самая низкая цена — 40 тысяч рублей, однако купить эти билеты, утверждает Бураков, почему-то ни у кого не получается. При этом у других компаний, летающих по этому же маршруту, цены на бизнес-класс значительно ниже — 25-32 тысячи рублей.
— То есть цены на одну и ту же услугу разнятся в 3-5 раз. Это явно какая-то аномалия, — говорит Бураков.
Другая проблема — маршрутная политика «Аэрофлота». По словам министра транспорта Ростовской области Андрея Иванова, за один день слетать по делам из Ростова в Москву и вернуться практически невозможно. Либо придётся вставать ночью и возвращаться ночью, теряя время и не высыпаясь.
— Мы несколько раз обращались к «Аэрофлоту» с предложением посмотреть, найти какие-то возможности более удобного графика вылетов в Москву и возвращения в Ростов. Но взаимопонимания со стороны компании не нашли. Ответили, что такой возможности нет и пользуйтесь тем, что есть, — рассказал министр.
С экономклассом, продолжает Бураков, тоже не всё гладко. По его словам, если брать билет накануне вылета, то он будет стоить 32-39 тысяч рублей. А это уже, по сути, стоимость бизнес-класса. Кстати, в своё время «Аэрофлот» уже имел проблемы с ФАС РФ по поводу своего ценообразования в экономклассе. Тогда стороны пришли к мировому соглашению, компания якобы исправилась.
Почему власти Ростовской области вдруг так озаботились именно бизнес-классом? Как говорит Бураков, причина в инвесторах.
— Мы в Агентстве инвестиционного развития месяцами добиваемся того, чтобы войти у той или иной компании в шорт-лист регионов, в которых она готова разместить своё предприятие. Добившись этого, мы пытаемся уговорить акционеров или собственников этой компании посетить Ростовскую область. И когда лететь неудобно и слишком дорого, они зачастую отправляют вместе себя каких-то заместителей, — сетует Бураков.
При этом вариант, что «Аэрофлот» задирает цены для Ростовской области из-за тарифов, которые установил на свои услуги аэропорт Платов, отвергают. Как считает финдиректор АО «Ростоваэроинвест» Иван Астапенко, скорее уж причина в том, какой авиапарк у «Аэрофлота».
— Каждый самолёт «Аэрофлота» вмещает порядка 150 кресел, — говорит он. — Если умножить на среднюю стоимость билета в 35 тысяч рублей, то это больше 5 млн рублей. Стоимость тарифов в Платове не настолько высока, чтобы надо было покрывать такие суммы. Посмотрите на машины «Аэрофлота» {в основном это условно-отечественный SuperJet100. — Donnews.ru}, которые надо содержать. Вероятно из-за этого у них и есть вот такое ценообразование.
В целом же, говорит Астапенко, в стоимости авиабилета заложенные затраты на услуги Платова составляют 15-20%.
В свою очередь, замначальника отдела по борьбе с картелями УФАС Ростовской области Ирина Иваненко рассказала, что антимонопольщики пока даже не задавались вопросом касательно цен на билеты в бизнес-классе у «Аэрофлота».
— Мы этот вопрос не рассматривали. Связывались с центральным аппаратом по поводу других регионов. Там ответили, что также не занимались этим вопросом. Нас всё-таки в первую очередь интересует экономкласс, — пояснила она.
Как-бы то ни было, но депутаты Ростовской области, по словам Буракова, настроены серьёзно. Речь не о том, чтобы заместить «Аэрофлот» в регионе другими компаниями, а о том, чтобы крупнейший игрок на рынке «повернулся в сторону бизнеса Ростовской области». Для этого планируется как снова обратиться в компанию, чтобы попытаться мирно договориться, так и пожаловаться в ФАС РФ, а также правительство РФ, которое является контролирующим акционером авиакомпании.
Добавим, что одновременно с этим в федеральных СМИ появилось информация о том, что группа «Аэрофлот» (включает авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Аврора») в 2019 году увеличила вознаграждение ключевому руководящему персоналу на 38% — до 2,138 млрд рублей. Этот показатель, пишут «Ведомости», включает заработную плату, премии и прочие компенсации, до вычета НДФЛ, но без учёта обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды. В «ключевой руководящий персонал» входят члены совета директоров и правления, а также руководство лётного и наземного состава.
При этом в конце июня 2019 года генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что топ-менеджмент авиакомпании лишится премий из-за катастрофы SSJ100, произошедшей 5 мая. Тогда погиб 41 человек.
Поделиться: