Яндекс.Метрика

donnews.ru

|

Герман Лопаткин. Фото donland.ru.
14 августа 2020

Ростовская область в тройке регионов-лидеров по качеству госуслуг

Ростовская область вошла в тройку регионов-лидеров по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг, а также стала лучшим регионом страны по результатам работы профильного органа исполнительной власти по внедрению информационно-коммуникационных технологий, развитию сетей связи и цифровизации. О работе электронных сервисов, «Центре управления регионом» и импортозамещении Герман Лопаткин рассказал в интервью donnews.ru.

— Герман Анатолиевич, вы более восьми лет руководите министерством информационных технологий и связи. Как за это время изменилась IT-составляющая региона?

— Революции не было, всё проходило плавно, эволюционным образом, согласно «Единой региональной программе социально-экономического развития Ростовской области». Изменилась процедура госзаказов. Была разработана электронная платформа котировок, оставившая в прошлом бумажную работу по сбору конвертов и пакетов с длительной последующей обработкой. Всё переведено в «цифру». Наши разработчики за успехи в сфере перевода госзаказов в электронную форму получили премии Германа Грефа. Важнейшее достижение Ростовской области — внедрение системы электронного документооборота «Дело», охватившего 17,5 тысячи заказчиков. В ней были обработаны 3 миллиона документов.

— Как развивается портал госуслуг?

— В условиях пандемии он стал основной точкой взаимодействия между гражданином и государством. Жители области смогли быстро и удобно получить ряд социальных услуг, направленных на выплату пособий и компенсаций гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Особенно популярными стали выплаты на детей и услуги, связанные с получением пособий по безработице.

Ростовская область была готова к оказанию услуг в электронной форме. С каждым годом популярность портала госуслуг только росла среди жителей региона. За прошедший год оказано 2,7 млн услуг. В 2020 году в области уже оказано 3 млн услуг. Сегодня на портале госуслуг зарегистрировано 3,8 млн жителей области (3 758 311 человек), что составляет 90% жителей области. Эти результаты позволили нам войти в тройку лидеров, напомню, ещё год назад Ростовская область была на 12-м месте, а в 2012 году — в самом конце рейтинга.

— Каковы перспективы развития сервиса госуслуг?

— Ключевыми принципами цифровизации госуслуг для нас являются комфортность и удобство их получения, доступность услуг 24/7, комплексность услуг, а также прозрачность для заявителей процесса прохождения статусов рассмотрения его обращения.

Сегодня наша задача – создать все необходимые условия, чтобы получение услуг в электронном виде было доступно всем жителям региона без исключения, и они предоставлялись также быстро и легко, как, например, покупка билетов или бронирование гостиниц онлайн. Идеальное состояние – это получение услуги без необходимости личного посещения ведомства – ВАУ сервисы. Ярким примером являются социальные выплаты на детей и выплаты по больничным листам в период пандемии, для получения которых требовалось от граждан только заполнение соответствующей формы на портале госуслуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы все услуги могли предоставляться гражданам в таком формате.

— Как люди в отдалённых уголках Ростовской области приобщаются к преимуществам современных информационных технологий?

— Мы организуем выезды в районы, учим людей простейшим вещам: как создавать аккаунты на «Госуслугах», как производить электронные платежи за коммунальные услуги. Людям, конечно, становится комфортнее, ведь ездить платить за газ или электричество в райцентр в семидесяти километрах — это очень неудобно.

— На какой бюджет и ресурсы вы опираетесь в своей работе?

— С лёгкой завистью смотрим на Москву и выделенные там бюджеты, но и у нас с обеспечением выполнения наших программ по развитию цифровых технологий всё обстоит достаточно неплохо. До 2030 года планируется выделить на IT-развитие Ростовской области 7 миллиардов рублей. До 2024-го года 2,7 миллиардов. Что касается интеллектуального ресурса, то, помимо наших сотрудников, очень помогают учебные заведения области: Южный Федеральный университет (особенно Таганрогский кампус), ДГТУ, МПИ Платова (Новочеркасск), а также колледжи связи и информационных технологий.

— Как повлияла пандемия на развитие информационного обеспечения Ростовской области?

— Это была проверка наших возможностей. 30% сотрудников министерств и ведомств были переведены на удалёнку. Много было сделано для регулирования процессов карантинного характера. Нам пришлось в кратчайшие сроки организовать защищённые подключения ко всем ключевым ресурсам региона. Все, кто подключался к ресурсам региональных ИТ-систем, были обеспечены отечественными сертифицированными средствами защиты информации.

— Как обстоят дела с информационной безопасностью в регионе? Какие проблемы существуют в этой сфере?

— С каждым годом мы усиливаем работу в этой сфере, взаимодействуя с органами безопасности, в частности с ФСБ. Сделано многое. Сегодня большинство проблем связаны не с программным обеспечением или оборудованием, а с невнимательностью и халатностью самих граждан. Простые пароли, вступление в контакт с подозрительными лицами с передачей конфиденциальной информации, пользование сомнительными электронными порталами – вот источник основных проблем в информационной безопасности.

— И ещё один вопрос, частично связанный с информационной безопасностью. Как развивается импортозамещение в сфере информационных технологий?

— Работаем и над этим. Основное оборудование уже практически всё от отечественного производителя. Нет возможности пока заменить принтеры, копировальную технику, МФУ. Эта ситуация должна быть изменена в ближайшее время, если мы не хотим информационных потерь. Что касается конкретных цифр, то в следующем году импортозамещению планово подлежат 10% оставшегося иностранного ресурса.

— В Ростовской области появится «Центр управления регионом». Что это за проект?

— Это сложный, но очень важный проект. Его задача — сделать доступным для любого человека взаимодействие с властью. Чтобы житель Ростовской области не искал, куда и как подать документы или задать вопрос, не ходил по инстанциям, не просиживал время в приёмных, а обращался в одну точку со своей проблемой — в «Центр управления регионом», сотрудники которого уже быстро и точно перенаправят заявление туда, куда нужно. Сейчас идёт первый этап реализации проекта. Назначено ответственное министерство, определено место, где будет находиться центр, проводятся коммуникации, закуплено оборудование. До конца года планируем запустить.

Константин Иванов

Поделиться