12,24₽
95,22₽
88,82₽

Ростовская область в тройке регионов-лидеров по качеству госуслуг

Герман Лопаткин, министр информационных технологий и связи Ростовской области

Герман Лопаткин. Фото donland.ru.
Герман Лопаткин. Фото donland.ru.

Ростовская область вошла в тройку регионов-лидеров по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг, а также стала лучшим регионом страны по результатам работы профильного органа исполнительной власти по внедрению информационно-коммуникационных технологий, развитию сетей связи и цифровизации. О работе электронных сервисов, «Центре управления регионом» и импортозамещении Герман Лопаткин рассказал в интервью donnews.ru.

— Герман Анатолиевич, вы более восьми лет руководите министерством информационных технологий и связи. Как за это время изменилась IT-составляющая региона?

— Революции не было, всё проходило плавно, эволюционным образом, согласно «Единой региональной программе социально-экономического развития Ростовской области». Изменилась процедура госзаказов. Была разработана электронная платформа котировок, оставившая в прошлом бумажную работу по сбору конвертов и пакетов с длительной последующей обработкой. Всё переведено в «цифру». Наши разработчики за успехи в сфере перевода госзаказов в электронную форму получили премии Германа Грефа. Важнейшее достижение Ростовской области — внедрение системы электронного документооборота «Дело», охватившего 17,5 тысячи заказчиков. В ней были обработаны 3 миллиона документов.

— Как развивается портал госуслуг?

— В условиях пандемии он стал основной точкой взаимодействия между гражданином и государством. Жители области смогли быстро и удобно получить ряд социальных услуг, направленных на выплату пособий и компенсаций гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Особенно популярными стали выплаты на детей и услуги, связанные с получением пособий по безработице.

Ростовская область была готова к оказанию услуг в электронной форме. С каждым годом популярность портала госуслуг только росла среди жителей региона. За прошедший год оказано 2,7 млн услуг. В 2020 году в области уже оказано 3 млн услуг. Сегодня на портале госуслуг зарегистрировано 3,8 млн жителей области (3 758 311 человек), что составляет 90% жителей области. Эти результаты позволили нам войти в тройку лидеров, напомню, ещё год назад Ростовская область была на 12-м месте, а в 2012 году — в самом конце рейтинга.

— Каковы перспективы развития сервиса госуслуг?

— Ключевыми принципами цифровизации госуслуг для нас являются комфортность и удобство их получения, доступность услуг 24/7, комплексность услуг, а также прозрачность для заявителей процесса прохождения статусов рассмотрения его обращения.

Сегодня наша задача – создать все необходимые условия, чтобы получение услуг в электронном виде было доступно всем жителям региона без исключения, и они предоставлялись также быстро и легко, как, например, покупка билетов или бронирование гостиниц онлайн. Идеальное состояние – это получение услуги без необходимости личного посещения ведомства – ВАУ сервисы. Ярким примером являются социальные выплаты на детей и выплаты по больничным листам в период пандемии, для получения которых требовалось от граждан только заполнение соответствующей формы на портале госуслуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы все услуги могли предоставляться гражданам в таком формате.

— Как люди в отдалённых уголках Ростовской области приобщаются к преимуществам современных информационных технологий?

— Мы организуем выезды в районы, учим людей простейшим вещам: как создавать аккаунты на «Госуслугах», как производить электронные платежи за коммунальные услуги. Людям, конечно, становится комфортнее, ведь ездить платить за газ или электричество в райцентр в семидесяти километрах — это очень неудобно.

— На какой бюджет и ресурсы вы опираетесь в своей работе?

— С лёгкой завистью смотрим на Москву и выделенные там бюджеты, но и у нас с обеспечением выполнения наших программ по развитию цифровых технологий всё обстоит достаточно неплохо. До 2030 года планируется выделить на IT-развитие Ростовской области 7 миллиардов рублей. До 2024-го года 2,7 миллиардов. Что касается интеллектуального ресурса, то, помимо наших сотрудников, очень помогают учебные заведения области: Южный Федеральный университет (особенно Таганрогский кампус), ДГТУ, МПИ Платова (Новочеркасск), а также колледжи связи и информационных технологий.

— Как повлияла пандемия на развитие информационного обеспечения Ростовской области?

— Это была проверка наших возможностей. 30% сотрудников министерств и ведомств были переведены на удалёнку. Много было сделано для регулирования процессов карантинного характера. Нам пришлось в кратчайшие сроки организовать защищённые подключения ко всем ключевым ресурсам региона. Все, кто подключался к ресурсам региональных ИТ-систем, были обеспечены отечественными сертифицированными средствами защиты информации.

— Как обстоят дела с информационной безопасностью в регионе? Какие проблемы существуют в этой сфере?

— С каждым годом мы усиливаем работу в этой сфере, взаимодействуя с органами безопасности, в частности с ФСБ. Сделано многое. Сегодня большинство проблем связаны не с программным обеспечением или оборудованием, а с невнимательностью и халатностью самих граждан. Простые пароли, вступление в контакт с подозрительными лицами с передачей конфиденциальной информации, пользование сомнительными электронными порталами – вот источник основных проблем в информационной безопасности.

— И ещё один вопрос, частично связанный с информационной безопасностью. Как развивается импортозамещение в сфере информационных технологий?

— Работаем и над этим. Основное оборудование уже практически всё от отечественного производителя. Нет возможности пока заменить принтеры, копировальную технику, МФУ. Эта ситуация должна быть изменена в ближайшее время, если мы не хотим информационных потерь. Что касается конкретных цифр, то в следующем году импортозамещению планово подлежат 10% оставшегося иностранного ресурса.

— В Ростовской области появится «Центр управления регионом». Что это за проект?

— Это сложный, но очень важный проект. Его задача — сделать доступным для любого человека взаимодействие с властью. Чтобы житель Ростовской области не искал, куда и как подать документы или задать вопрос, не ходил по инстанциям, не просиживал время в приёмных, а обращался в одну точку со своей проблемой — в «Центр управления регионом», сотрудники которого уже быстро и точно перенаправят заявление туда, куда нужно. Сейчас идёт первый этап реализации проекта. Назначено ответственное министерство, определено место, где будет находиться центр, проводятся коммуникации, закуплено оборудование. До конца года планируем запустить.

#